08.06.2011 23:40
    Поделиться

    Константин Косачев: Энергетическая безопасность сегодня воспринимается почти наравне с военной

    Россия заинтересована в развитии альтернативных источников энергии

    Энергетическая безопасность сегодня практически во всем мире воспринимается почти наравне с военной. Поиск путей диверсификации источников и поставщиков энергии - вопрос не только политических предпочтений, но, по сути, проблема энергетического суверенитета.

    Почти 40 лет назад, в 1973 году, разразился так называемый нефтяной кризис, в результате которого цена на нефть в течение следующего года выросла в четыре раза. Ситуация, когда развитые страны в одночасье осознали, насколько их экономики зависимы, во-первых, от импорта (причем из нестабильного региона) и, во-вторых, от углеводородов, стала для Запада настоящим шоком.

    Взоры флагманов ведущих экономик устремились к энергетическим альтернативам традиционным углеводородам, а после аварии на японской АЭС "Фукусима" под сомнением оказалось и будущее атомной энергии, прежде всего в некоторых европейских странах. Особенно это касается крупнейшей европейской экономики - Германии. Правительство этой страны объявило о решении прекратить эксплуатацию всех АЭС страны к 2022 году (до "Фукусимы" речь шла о 2035 годе). При этом ключевую роль должен сыграть переход к снабжению из ВИЭ, доля которых в общей структуре энергопотребления страны к 2020 году должна дойти до 25-30 процентов (уже сейчас этот показатель составляет 14 процентов, доля построенного жилья, отапливаемого с помощью ВИЭ, возросла за 4 года с 5 до более 26 процентов). Но, разумеется, активность проявляют не только европейцы: в Америке, по данным министерства энергетики США, к 2020 г. объем производства электроэнергии на базе ВИЭ может возрасти с 11 до 22 процентов. К 2020 г. мощность только солнечной энергетики Японии составит 37 ГВт, что в 26 раз превышает уровень 2005 г.

    Программы развития альтернативной энергетики приняты в более чем 60 государствах, подавляющее большинство которых развивает ВИЭ вне зависимости от наличия углеводородного сырья. Мотивы у всех разные: создание условий для развития и модернизации действующих производств, научных институтов, создание новых рабочих мест, решение принципиальной для тех же европейцев задачи по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу.

    В последнее время наибольшая активность наблюдается именно в секторе солнечной энергетики, что связано с удешевлением технологий и с появлением более эффективного оборудования. Из всего объема инвестиций в альтернативную энергетику (ежегодные расходы на НИОКР в сфере нетрадиционной энергетики составляют в мире не менее 1 млрд долларов) на долю солнечной за прошлый год пришлось около 40 процентов. По оценкам экспертов Международного энергетического агентства (МЭA), к 2050 г. 20-25 процентов потребностей человечества в электричестве будет обеспечено за счет солнечной энергии. Солнечная энергетика будет вырабатывать до 9 тыс. ТВт ч.

    В этом сегменте как наиболее оправданные и рациональные с точки зрения расходования государственных средств зарекомендовали себя такие инструменты господдержки, как софинансирование проектов строительства солнечных электростанций, а также тарифная политика, направленная на стимулирование использования чистой энергии конечными потребителями, государственными организациями и промышленными предприятиями.

    Наибольшее распространение получили меры по введению специальных тарифов на покупку "зеленой" электроэнергии, субсидируемых из государственного бюджета. Например, так называемый feed-in tariff действует более чем в 41 стране, в том числе в большинстве стран ЕС, Канаде, Китае, Израиле и Австралии, и с недавнего времени введен также на Украине.

    Продолжая перечень мер государственной поддержки, нужно отметить и такие механизмы стимулирования выработки и использования чистой энергии, как субсидии для производителей возобновляемых источников энергии, "зеленые сертификаты", освобождение от уплаты НДС и экологических налогов, льготные кредиты и специальные гранты. Подобные программы существуют сегодня в десятках стран. Например, в Южной Корее инвестору компенсируют до 60 процентов стоимости новой станции и существуют льготы на пошлины на ввозимое оборудование. Индия планирует практически с нуля достичь к 2022 году 20 ГВт промышленных и 2 ГВт бытовых солнечных генерирующих мощностей, для этого будет выделено около $40-46 млрд. В некоторых странах национальные программы поддержки ВИЭ предусматривают 30-процентную компенсацию гражданам стоимости солнечных установок и 5-процентный кредит на оставшуюся стоимость. В Германии существуют специальные банки, которые кредитуют солнечные системы под низкие проценты, в основном это государственные банки или кредитные организации с государственным участием. Еще в конце 90-х в этой стране была принята программа "100 тысяч солнечных крыш". При оборудовании домов солнечными батареями государство финансировало до 70 процентов их стоимости. Сегодня в стране насчитывается более полумиллиона бытовых солнечных установок для производства электроэнергии и тепла.

    У России в области солнечной энергетики есть существенные возможности - экономический потенциал солнечной энергии на территории страны составляет 12,5 млн тонн условного топлива (т.у.т.). Благоприятными регионами для развития солнечной генерации являются Юг России, Забайкальский и Приморский края и даже Якутия. Однако пока в России развитию не только солнечной энергетики, но и в целом ВИЭ уделяется пока явно не так много внимания, как того требует ситуация. В настоящее время на правительственном уровне существует принципиальное решение (распоряжение правительства РФ от января 2009 г.) об увеличении к 2015 и 2020 гг. доли ВИЭ в общем уровне российского энергобаланса до 2,5 и 4,5 процента соответственно (без учета гидроэнергетики, являющейся также возобновляемым энергоресурсом и вырабатывающим сегодня 16 процентов энергии). Однако отсутствие подзаконных актов, регламентирующих исполнение Федерального закона "Об электроэнергетике" в новой редакции, крайне затрудняет практическую реализацию проектов в солнечной энергетике.

    В настоящее время у нас в стране разрабатываются и запускаются проекты, связанные с альтернативной и в частности солнечной энергетикой. Самые актуальные примеры: энергоснабжение иннограда Сколково будет обеспечиваться прежде всего за счет возобновляемых источников энергии, и Сколково будет первым городом в России, живущим за счет собственных энергоресурсов. Как минимум четыре объекта зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи (Большая ледовая арена, гостиница Международного олимпийского комитета, учебно-административный корпус Российского международного олимпийского университета и горная олимпийская деревня) будут работать с использованием солнечной электроэнергии. В сентябре 2010 года в Белгородской области запустили первую отечественную солнечную электростанцию (СЭС), ее мощность - всего 100 кВт, в Чувашии идет реализация проекта "Умный дом", предполагающего использование энергоэффективного оборудования и солнечных модулей, осуществляется программа РЖД по переоснащению вокзальных комплексов с использованием новейших технологий и решений, в их числе альтернативные источники энергии, прорабатывается проект строительства первой в России солнечной электростанции промышленного масштаба мощностью 12,3 МВт - Кисловодской СЭС. Однако нужно трезво отдавать себе отчет в том, что отдельные проекты, реализуемые без государственной поддержки, а порой и в условиях "сопротивления среды", не смогут способствовать комплексному развитию инновационной отрасли и полноценному участию России в мировом процессе формирования альтернативной энергетики. Хочется верить, что Россия в скором времени присоединится к числу стран, осознавших важность развития инновационной и низкоуглеводородной экономики.

    Поделиться