08.06.2011 23:40
    Рубрика:

    Белорусские товары перестали быть экзотикой на прилавках российских магазинов

    На прилавках российских магазинов белорусские товары перестали быть экзотикой

    На вопрос, что привезти из дальней поездки, большинство из нас ответит не задумываясь: чего-нибудь сладкого. Из Москвы - шоколад "Вдохновение", фирменный торт - привет из Киева. Я тоже, направляясь в Москву, часть багажа традиционно "формирую" в Минске из сладких заказов. Правда, в последнее время чемодан мой становится все легче. Не потому, что друзей меньше стало. Просто белорусские кондитерские изделия перестают быть в России экзотикой, их все чаще можно встретить в ассортименте торговых сетей от Калининграда до Сахалина.

    Фирменный подход

    Только производить и продавать качественный продукт сегодня мало -- "сладкая" индустрия во всем мире подчиняется законам рынка. Именно они продиктовали необходимость объединения предприятий -в январе 2006 года в Беларуси была создана компания "Белкондитер", учредителями которой стали крупнейшие производители кондитерских изделий страны.

    Прежде всего белорусским кондитерам пришлось решить задачу внутренней конкуренции: лет десять тому назад крупнейшие фабрики "Коммунарка" и "Спартак" выпускали много изделий под традиционными брендами. Договорились разделить ассортимент, сосредоточившись на "фирменном".

    Так, к примеру, обе фабрики - первые и единственные пока в Беларуси получившие сертификат на право маркировки шоколада знаком "Натуральный продукт", специализируются на его выпуске. Здесь используют только натуральное, экологически чистое сырье. Стоит ли удивляться, что врачи-кардиологи настоятельно рекомендуют многим своим пациентам съедать в день кусочек именно "коммунарковского" горького шоколада не только для удовольствия, но и для тонуса сердечной мышцы.

    "Спартак" специализируется на выпуске отличного ассортимента. В России хорошо известна его продукция класса "Люкс". К примеру, подарочный горький шоколад "Спартак", упакованный в виде бандеролей различного веса. А еще у ряда продукции белорусских кондитеров минимальный срок хранения, что говорит само за себя.

    Здоровая конкуренция - это еще и поддержка традиционных брендов. Так, продукция фабрик "Красный мозырянин" и "Красный пищевик" известна далеко за пределами Беларуси. Именно на "Мозырянине" в 1948 году придумали знаменитую и привычную с детства "Коровку".

    Теперь конфеты производят десятки фабрик, но только наровлянская является подлинной с неповторимым вкусом - изготавливается, как и положено, вручную.

    "Красный пищевик" - второй после московской "Ударницы" по объемам производства мармеладов и зефира в СНГ. Но здесь только часть зефира доверили поточным линиям: "Одуванчик", "Метеорит" и "Бобруйский" покрывается глазурью, затем посыпается вафельной или кокосовой стружкой, укладывается в коробки - вручную. К слову, настоящие мармелад и зефир делаются на основе яблочного пюре и пектина, которые выводят из организма токсины, ионы тяжелых металлов и радионуклиды. Что уже давно научный факт.

    Логика и логистика

    Если покупатель берет более 10 тонн товара в Беларуси, то дорога 2500 километров для него будет бесплатной. Но в основном по России отгружают с московских логистических складов - "Белкондитер" представляет свою продукцию в семи федеральных округах, а в Уральском, Сибирском, Южном и Дальневосточном работают территориальные менеджеры.

    По словам заместителя директора компании "Белкондитер" Александра Фадеева, ежегодный рост объемов продаж на российском рынке - 30-40 процентов.

    Это не простая работа: к примеру, белорусские кондитеры стараются участвовать во всех тендерах на поставку продовольствия в детские учреждения - школы, сады, больницы. В этом году выиграли тендер на поставку некоторых видов печенья и вафель для детских оздоровительных лагерей.

    Вроде бы "сезонная" победа, но и она дорогого стоит: так формируются потребительские привычки, завязываются и нарабатываются партнерские отношения с регионами и их торговыми сетями.

    "Белкондитер" ушел от посредников в доставке товара. Как считает Марат Новиков - идейный вдохновитель создания объединенной компании и генеральный инвестор многих предприятий белорусской кондитерской промышленности, тот, кто возит свой товар, не может относиться к нему обезличенно. Оставить, к примеру, машину с шоколадом на солнце или морозе. "Наши водители переживают за продукцию, потому что они - часть одной команды, единого целого", - убежден Марат Михайлович.

    Сегодня по Москве бегает с десяток автомобилей разной грузоподъемности с веселыми фирменными знаками "Белкондитер" - они развозят сладости по магазинам "Стокманн", "Магнит", "Магнолия", "Бэст прайс". Для некоторых российских торговых сетей белорусские производители выпускают товар под их торговой маркой. Такой опыт отработан с другим успешным игроком на российском продуктовом рынке - "Санта-Бремором". В свое время они взяли у белорусских кондитеров разрешение на выпуск грильяжного мороженого "Аленка" и ряда других изделий. Продукция успешно продается, компания своеобразно рекламирует кондитеров. Отчего польза, без конкуренции и противоречий, обоюдная.

    - "Белкондитер" работает в России во всех регионах, - рассказывает советник посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Петр Шукель. - А региональный рынок самый емкий. В Москве фирменный магазин "Белорусские сладости" открыт на рынке "Черемушкинский", в планах компании - специализированные кондитерские магазины в Санкт-Петербурге, российских городах-миллионниках.

    Заходите в нашу хату

    А недавно "Белкондитер" подарил москвичам уютный "белорусский" уголок. В центре Москвы, на улице Покровка, где кипит деловая жизнь, открылось кафе национальной кухни "Белорусская хата".

    Несмотря на то что накормить здесь любого желающего готовы десятки ресторанов, закусочных японской, итальянской и прочих кухонь, "Хата" среди них не затерялась. Ведь заведений, где готовят блюда традиционные для российского климата и уклада жизни, немного. А пересчитать рестораны и кафе в Москве, предлагающие белорусскую кухню, хватит пальцев одной руки.

    - В нашем небольшом коллективе почти все повара и официанты белорусы, - объяснила еще одну особенность "Белорусской хаты" ее хозяйка Галина Ананич. - Мы их, конечно же, не "выписывали" специально из Беларуси - все работали по специальности в различных заведениях Москвы и Подмосковья. Кто-то сам услышал о новом кафе, кого-то пригласили знакомые.

    Блюда здесь - "ручные", из семейных рецептов: золотистые с пылу с жару драники, "пальцем пиханные" колбаски, домашние котлетки, голубцы, мачанка... Никаких полуфабрикатов и мяса глубокой заморозки. Все только свежее, купленное у фермеров. Это действительно аутентичная кухня, которая имеет неповторимый вкусовой "акцент".

    Так, как готовят в "Белорусской хате", принято угощать на Минщине. Уверена, оценят этот вкус и москвичи. А со временем традиции белорусской кухни узнают и в российских регионах.