Во вторник в Большом зале Московский консерватории (БЗК) состоится концерт-открытие ХIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
В нем участвуют победители прежних лет: пианист Денис Мацуев и сопрано Альбина Шагимуратова, получившие первые премии в номинациях "фортепиано" и "сольное пение" в 1998 и 2007 гг. соответственно. Им аккомпанирует Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, одного из самых знаменитых лауреатов конкурса Чайковского (вторая премия в номинации "скрипка", 1970). В программе - Шостакович, Чайковский, Доницетти, Верди, Гуно, Алябьев.
Реставрация БЗК началась в мае прошлого года. Завершится ли она в срок и какой ценой - эти вопросы беспокоили всех верных болельщиков конкурса, для которых фортепианное состязание исторически навсегда связано с этой площадкой. Неделю назад страхи отчасти развеялись: в БЗК прошел концерт выпускников консерватории - первый в зале после реставрации. Мнения по поводу качества акустики пока расходятся, но уже ясно, что без главной своей сцены конкурс не останется.
Теперь, правда, возникает вопрос о том, чего ради прослушивания скрипачей и вокалистов перенесены в Санкт-Петербург (Москве оставлены фортепианная и виолончельная номинации), но это решение принято уже достаточно давно, чтобы дать ему обратный ход. Возникло оно по инициативе Валерия Гергиева, председателя Оргкомитета конкурса, еще полтора года назад обещавшего вернуть состязанию престиж и функцию реального карьерного старта. Состав жюри весьма представителен, хотя многие из судей будут оценивать только финальный тур, что не может не смущать: у пианистов это 3 из 10 членов жюри (в том числе председатель Владимир Ашкенази), у скрипачей - 4 из 12, у виолончелистов - 2 из 11, у вокалистов - 1 из 9.
К участию в соревновании допущено 122 музыканта, в том числе 30 пианистов, 27 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 вокалистов. В обязательную программу входят новые произведения Родиона Щедрина, Джона Корильяно и Кшиштофа Пендерецкого, написанные специально для этого случая. Подтверждается мнение виолончелиста Ивана Монигетти, высказанное четыре года назад в дни предыдущего конкурса: "Новый репертуар, который двигал бы дальше исполнительское искусство, не появился. Если и появился, то речь о работах, принадлежащих "детям" Шостаковича. Хотя исторически должно было бы уже настать время его "внуков" и "правнуков"; к сожалению, я их не вижу".
Действительно, каждому из трех названных композиторов за семьдесят, хотя в "дети" Шостаковичу они годятся не столько по возрасту, сколько по манере письма. Пятая симфония Пендерецкого, представленная им недавно в Москве, удостоверяет это родство более чем явно. Впрочем, именно камерные произведения в последние годы удавались польскому классику лучше всего, и, возможно, его пьеса для виолончели окажется украшением конкурса. Главной премией для победителей станет возможность выступить в лучших залах, с лучшими оркестрами мира: уже расписан на три года вперед график предстоящих гастролей. Вопрос в том, насколько это поможет конкурсантам, уже ставшим известными исполнителями: в их числе скрипачи Павел Милюков и Сергей Догадин, пианисты Александр Романовский и Даниил Трифонов, меньше месяца назад получивший первую премию и Золотую медаль на XIII конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна.