Вчера в Конституционном суде выяснилось, что вполне можно стать кандидатом от партии, не разделяя ее идеологии - закон этого не требует.
С октября 2009 года в селе Хомутинино Увельского района Челябинской области представительный орган избирают только по партийным спискам. И двое экс-депутатов, Юрий Гурман и Иван Болтушенко, отказавшись вступать в партии, не смогли принять участие в выборах. Они обратились в Конституционный суд, жалуясь на неравенство прав между партийными и беспартийным жителями села, причем их позицию поддержал Уполномоченный по правам человека и Общественная палата.
"В бюллетене не будет моей фамилии, будет стоять название политической партии и голосовать будут не за меня, а за партию, я не могу сам вести агитацию, не могу сам создать избирательный фонд. В случае, если политическая партия в течение кампании решит снять свой список - я повлиять на это не смогу, т.е. я в этом смысле перестаю быть самостоятельным субъектом", - заявил Гурман. "Разве где-нибудь говорится, что кандидат, который включается в списки политической партии, обязан разделять ее убеждения? - бился за конституционность оспариваемых норм представитель президента в КС Михаил Кротов, - И предусмотрена ли обязанность кандидата, который включается в избирательные списки, чтобы он разделял мнение политической партии по всем вопросам?"
- А за что тогда голосуют избиратели? - растерянно спросил Гурман, депутатствовавший с 1996 года. - Избиратель воспринимает меня как принадлежащего к этому объединению, вне зависимости от того, как это будет выглядеть на бумаге. Я всю жизнь своим детям говорил, что я не член партии и этим гордился - я им в глаза смотреть не смогу.
Он также рассказал, что объявление о проведении публичных слушаний об изменении избирательной системы были напечатаны через день после того, как эти слушания уже были проведены. "Нарушений порядка внесения изменений не было", - твердо заявила представитель челябинских властей Елена Шубина. "Накануне предстоящих больших выборов проблема требует дополнительного анализа", - добавил только представитель Госдумы в КС Александр Харитонов.
"А каково было влияние изменения избирательной системы на жизнь - на урожайность, на удои молока?" - неожиданно поинтересовался судья КС Николай Бондарь. "Какая может быть эффективность для деревни, если люди даже не знают, кто их депутат, - возмутился Болтушенко. - У нас на территории появилось большое предприятие, которое очевидно имеет свои интересы, не всегда совпадающие с интересами жителей, а такой системой отбиваются самые активные и самые беспокойные кандидаты в депутаты". Гурман добавил, что "в течение двух дней после того, как была проведена схема проведения выборов, в одном кабинете было создано четыре отделения политических партий и сформированы списки": один возглавил руководитель этого предприятия, другой - родной брат руководителя, третий - замруководителя, а четвертый - начальник охраны. "Так они продемонстрировали водевильность ситуации", - заключил экс-депутат.
Когда принять участие в выборах можно только через "достаточно крупные и хорошо структурированные политические партии, то есть исключительно на основе волеизъявления субъектов федерального уровня - это посягает на саму суть местного самоуправления как форму самоорганизации граждан", заявил представитель Уполномоченного по правам человека в РФ Николай Васильев.
Решение по делу о проверке на соответствие Конституции норм федерального и челябинского избирательного законодательства будет принято в течение месяца.