Новый поворот получило вчера старое дело о лесных пожарах. На очередном селекторном совещании с регионами первый вице-премьер Виктор Зубков поднял тему о "черных" лесорубах, которые скрывают свои деяния, поджигая лес.
Выслушав версию первого зампреда иркутского правительства о том, что в пожарах виноваты природные грозы, Виктор Зубков неожиданно спросил: "А вы не анализировали, сколько у вас очагов пожаров там, где проводились санитарные рубки леса? У меня такое складывается впечатление, что в ряде регионов, которые в этом году особо отличились с количеством пожаров, процветает браконьерство. Мне кажется, что, когда санитарные рубки проводятся, потом поджигается лес и все - концы в воду. Попробуй определить, сколько реально было разрешено и сколько фактически вырублено", - сказал первый вице-премьер.
Его подозрения подтвердил начальник департамента охраны общественного порядка МВД Юрий Демидов. Он сообщил, что только в Иркутской области за пожароопасный период было выявлено 187 преступлений, связанных с незаконной рубкой леса. Позже, комментируя эту ситуацию "Российской газете", глава Рослесхоза Виктор Масляков пояснил, что после пожара лес стоит дешевле. И предприимчивые лесорубы некоторых регионов зарабатывают деньги на неконтролируемом экспорте. Под подозрением сейчас Иркутская, Новосибирская области, Хабаровский, Красноярский и Приморский края. "Сейчас мы эту ситуацию берем под контроль. Когда рубится и вывозится лес, ставятся подписи на документе. Мы начнем с людьми, поставившими подпись, работать индивидуально", - пообещал Виктор Масляков.
Между тем причинами пожаров зачастую становится обычная безответственность местных властей и безалаберность самих жителей. Так, в Бурятии в поджоге леса сейчас подозревают трех двенадцатилетних подростков. Они шалили с огнем в пригороде, в результате вспыхнул лес. "Вот, пожалуйста, родители, местные власти не следят, дети там собак гоняют, а в результате подняты самолеты, вертолеты, пожары тушат десятки людей", - возмутился Виктор Зубков. Он в очередной раз подчеркнул, что профилактикой пожаров, работой с людьми, должны заниматься региональные и муниципальные власти. Первый вице-премьер также предупредил, что правительство, которое направило в этом году на предупреждение пожаров рекордную сумму в 36 миллиардов рублей, больше не позволит сжигать федеральные деньги. Убытки от пожаров регионы будут покрывать из своих бюджетов.
Выделение денег субъектами - отдельный вопрос. На совещании привели в пример Якутию, которая еще пару недель назад полыхала больше всех. Ситуация там стабилизировалась после того, как в республику по поручению первого вице-премьера вылетел руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. Выяснилось, что в Якутии на профилактику пожаров выделяли слишком мало денег, и лесное хозяйство просто было не готово к наступлению жаркой погоды и огня. После вмешательства федерального центра власти республики приняли решение об увеличении объемов софинансирования региональной программы развития лесного хозяйства. По мнению Белого Дома, это хороший пример для других регионов.
Кстати, губернаторов самых горящих территорий Виктор Зубков пообещал пригласить на одно из ближайших заседаний президиума правительства. Это обстоятельство должно взбодрить глав территорий, которых еще раньше предупреждали о персональной ответственности за разгул огня.
Между тем
С начала 2011 года площадь, пройденная огнем, превысила 750 тысяч гектаров. Это значительно меньше аналогичных показателей за 2008 и 2009 годы, тогда к этому времени огонь охватывал более миллиона гектаров. Исключением стал 2010 год. Пожаров к этому времени было меньше, потому что затянулось начало лета. Поэтому, как утверждают в правительстве, сравнение нынешних цифр с прошлогодними некорректно.
Сейчас в лесах России действуют 47 крупных лесных пожаров. Наиболее горимые регионы: Красноярский, Забайкальский края, Бурятия, Иркутская область, Ханты-Мансийский АО.