14.06.2011 10:48
    Поделиться

    На четыре дня центр Великого Новгорода вернулся в средневековье

    На четыре дня - с 10 по 13 июня - центр Великого Новгорода вернулся в средневековье, во времена расцвета Ганзейского торгового союза.

    Под аркадой Ярославова дворища раскинулись шатры настоящего средневекового лагеря, где мужчины правят мечи и натягивают тетиву на луки, а женщины в длинных платьях, готовясь к обеду, ставят на стол глиняные плошки и деревянные ложки. Вход в современной одежде сюда строго запрещен. Возле пешеходного моста через Волхов лучшие бойцы России состязаются в конных, лучных и пеших турнирах. А ближе к Воротной башне раскинулся Новгородский торг - пожалуй, главное действо Ганзейских дней. Мастера из разных городов и стран не только продают свой товар, но здесь же ткут, лепят, обжигают, куют, валяют, плетут и строгают, демонстрируя ремесла, которыми славится их родина.

    Пожалуй, шире всего здесь представлены изделия из глины и бересты. Но настоящие мастера легко определят, из какого города родом лукошко, лишь взглянув на него. Новгородское берестяное плетение - тугое, плотное и фигурное, смоленское - попроще, без изысков и лишних деталей. А литовские гончары выставили не просто керамическую посуду, а целую картину ее эволюции от XIV до XX века. При этом каждый предмет - от чашки до изразца - представляет собой аналог нынешних музейных экспонатов и выполнен в точности так же, как и несколько сотен лет назад.

    - Вот такие миски делали до появления майолики - это так называемая обварная керамика. Сразу после обжига горячее изделие опускалось в заквас из каши, после чего приобретало уникальный орнамент, - показывает покрытую разводами грубую глиняную чашку представитель литовской делегации Вячеслав Кутырин. - А только на то, чтобы правильно подобрать глазурь для восстановления этих изразцов из вильнюсского Дворца правителей, ушел целый год.

    Еще один гость из Прибалтики - Витаутас Бутвилас, человек необычайной колоритности с длинными светлыми волосами и бородой. Он не торгует, а только показывает грубую посуду из липовой коры. Ведро для воды, емкость для гороха - все это реконструкция археологических находок средневековья, сделанных в свое время Литве и Латвии. Не отрываясь от общения с теми, кто подходит к его лавке, профессиональный искусствовед Витаутас плетет обувь из лыка - ступцы, в точности такие же, как носили прибалты в IX веке, - и рассказывает, что одной такой пары хватает примерно на полтора месяца активной носки.

    Рядом раздувают меха новгородские кузнецы и на глазах у посетителей ярмарки, выковывают из бесформенного раскаленного куска металла тонкий березовый листочек. На полянке рядом с ними - чудеса кузнечного искусства: ажурные беседки, подставки для цветов, подсвечники, орлы, медведи и даже почтовый ящик в виде пузатого портфеля. Самой сложной работой кузнец Борис Гурин считает аиста, стоящего в гнезде. На нем семьсот перышек, каждое из которых выковано вручную по отдельности.

    - У каждого кузнеца, конечно, есть свои секреты. Вот, например, на эту загогулину у большинства моих коллег уйдет не меньше получаса, а я знаю, как выковать ее за пятнадцать минут, - говорит Борис Гурин. - Но, по большому счету, в ремесле ручной ковки уже много веков ничего не меняется, и технологии, по которым мы работаем, не отличаются от тех, которыми пользовались кузнецы времен средневековой Ганзы.

    К этим словам могут присоединиться и парень, отбивающий палкой мокрую заготовку для валенка, и строгая девушка в очках, работающая за старинным ткацким станком, и мужчина, плетущий из лозы корзину. Картину дополняют народные гуляния: девушки в кокошниках водят хороводы, музыканты играют на волынках, гуслях и прочих диковинных для нынешнего времени инструментах, из-за ширмы кукольного театра голосит балаганный Петрушка. Все - как много веков назад.

    Завершением Русских ганзейских дней становится опера-былина "Садко" под открытым небом. Коллектив Мариинского театра дает представление на фоне древнейшего православного храма - Софийского собора. Происходящее исполнено глубокой символичности, ведь и автор оперы Николай Римский-Корсаков, и сам купец, путешественник и музыкант Садко - урожденные новгородцы, а кремль, превратившийся в сценическую площадку, является именно тем местом, где, согласно сюжету былины, происходит действие. Удовольствие несколько портит дождь, начавшийся в разгар оперы, но и в этом можно усмотреть свою логику - вода начинает литься с неба как раз в тот момент, когда Садко попадает к морскому царю.

    Справка "РГ"

    Ганзейский союз - торговое объединение европейских и русских городов XIII-XVII веков. В Великом Новгороде находилась таможня, через которую осуществлялась торговля с другими русскими городами. В 1980 году была воссоздана Ганза нового времени, объединяющая 176 городов из пятнадцати стран, в том числе тринадцать российских городов. А в 2010 году появился Союз русских ганзейских городов. В него вошли одиннадцать городов РФ: Великий Новгород, Великий Устюг, Вологда, Ивангород, Кингисепп, Тихвин, Торжок, Тотьма, Белозерск, Тверь, Псков. Еще два города - Смоленск и Калининград - заявили о своем намерении войти в союз в ближайшее время. Ганзейские дни 2012 года примет город Белозерск Вологодской области, в 2013 году праздник пройдет во Пскове.

    Поделиться