"Я считаю, что это гениальный пианист, другого слова нет", - написал о Ване Клиберне Генрих Нейгауз.
Именно с победы обаятельного и сокрушительно талантливого американского пианиста Вана Клиберна началась легендарная история Конкурса Чайковского в 1958 году и его международный авторитет.
Слушая его тогда, на первом Конкурсе Чайковского, рыдал от избытка эмоций профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер. Святослав Рихтер ставил Клиберну 25 баллов, а всем остальным - нули. Позже пианист Лев Власенко сказал: "Ван Клиберн дал Конкурсу Чайковского сразу высочайший уровень! Именно на Первом конкурсе был установлен такой элитный "золотой" стандарт..."
С тех пор Конкурс Чайковского переживал и великолепные победы, и упадок, но легенда Клиберна пережила все времена. Его и сегодня во всем мире почитают как первого лауреата Чайковского, а в России помнят всегда. И на этот раз кумир Конкурса Чайковского должен приехать к финальным соревнованиям пианистов в Москву, в тот самый Большой зал консерватории, где он 2 апреля 1958 года вытянул свой счастливый N 15.
Два года назад Ван Клиберн давал мастер-класс в Центре оперного пения Галины Вишневской, и, как в старые времена, люди снова ломились в зал даже через окна. Потрясенный приемом Клиберн вышел тогда к толпе со словами I love you! и повторял их еще много-много раз. В тот приезд музыкант дал интервью "Российской газете", фрагмент которого был посвящен Конкурсу Чайковского:
Российская газета: Как победа на Конкурсе Чайковского повлияла на вашу музыкальную карьеру?
Ван Клиберн: Россия меня вдохновила. Она была чудесной, потрясающей. Потом после возвращения в Америку последовали различные приглашения от звукозаписывающих фирм, ангажементы и концертные туры. В год я давал по 150 концертов, и мне казалось, что я могу намного больше, до 300. Затем я почувствовал, что гастроли выматывают и не позволяют должным образом погружаться в музыку. Знаете, для настоящего музыканта важно именно это - постоянное изучение искусства, занятия за инструментом, возможность полностью отдать себя музыке. Именно этому мне хотелось бы научить молодых пианистов.
РГ: Из каких элементов, на ваш взгляд, складывается хорошее исполнение?
Клиберн: В первую очередь должна быть общая концепция. Исполнение невозможно без осознания структуры произведения и без понимания того, каким образом ты говоришь посредством фортепиано. Особенно важно то, насколько ты честен в том, что ты делаешь.
РГ: Какие еще моменты в вашей жизни кроме победы на Конкурсе Чайковского были столь же яркими и запоминающимися?
Клиберн: Я очень признателен Владимиру Путину за тот восхитительный подарок, который он мне преподнес в сентябре 2004 года, - орден Дружбы. Название ордена очень точно отражает мое отношение ко всем живущим в России и к стране в целом.