Экспертная группа Министерства промышленности и торговли России обсудила в Ярославле перспективы российского дизелестроения.
По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексея Рахманова, для начала необходимо определиться с тем, что же такое "некий ландшафт дизелестроения в России".
- Мы должны идти от уточнения общего объема потребности в двигателях к специализации по производственным площадкам, - считает чиновник. - Потому что без этого мы не можем знать четкой индикации по стоимости конечного агрегата - дизельного двигателя или силовой установки в целом, а также привлекать производителей автокомпонентов. Мы должны четко понимать, что можем сделать сами и где будем рассчитывать на партнеров.
Руководитель экспертной группы минпромторга заметил, что начинается работа по определению ключевых компетенций на российских предприятиях, связанных с дизелестроением, а также в профильных научно-исследовательских институтах.
- Нам без этого дальше нельзя, - уверен Алексей Рахманов. - Потому что в течение 10-15 лет эту деятельность вели на нескольких площадках. Мы не смогли сконцентрировать в одном месте компетенции, необходимые для фундаментальных исследований и эффективной работы.
Проводить своеобразную ревизию "ландшафта дизелестроения" экспертная группа минпромторга намерена в течение минимум шести-восьми месяцев, за которые она планирует осмотреть производственные площадки вплоть до Урала.
Ярославль в этом списке - под номером один. Здесь экспертам продемонстрировали площадку будущего завода по производству средних рядных дизельных двигателей стандарта "Евро-4". Это строительство уже на завершающем этапе - запуск намечен на ближайшую осень. Для начала тут планируют выпускать 50 тысяч двигателей в год. Причем их конструкция допускает достижение в недалеком будущем показателей "Евро-5" и "Евро-6" без особых затрат. Новые дизели, разработанные ярославцами в тандеме с австрийской инжиниринговой компанией, относительно недороги по сравнению с зарубежными аналогами. Двигатель легко модифицировать для широкого диапазона автотехники - он может стоять на автобусах малой и средней вместимости, грузовиках, тракторах, комбайнах, легкой колесной и гусеничной технике.
- Экспертная группа минпромторга убедилась, что проект реален, работа движется, здесь современнейшее оборудование, которое практически смонтировано, - сказал губернатор Сергей Вахруков.
Но если ярославские двигатели - дело будущего, пусть и ближайшего, то их китайские аналоги уже вовсю собирают в Набережных Челнах. И это обстоятельство не может не вызывать определенного беспокойства в городе на Волге. По мнению Сергея Вахрукова, минпромторг может выстроить политику так, чтобы оба предприятия имели достаточный объем заказов. В целом России ежегодно требуется около 250 тысяч дизельных двигателей разных мощностных характеристик. Поэтому стране нужны минимум два производителя дизелей - во-первых, велики объемы, а во-вторых, конкуренция стимулирует нормальную работу. Правда, как выяснилось, пока не известно, где будет размещено литейное производство для ярославских двигателей. Есть три варианта: площадки "КамАЗа", "ГАЗа" в Нижнем Новгороде и Тутаевского моторного завода.