Новости

15.06.2011 15:39
Рубрика: В мире

Слалом среди облаков

На салон в Ле Бурже прилетел экспериментальный самолет, работающий на солнечной энергии
Текст: Вячеслав Прокофьев (Париж)

Летательный аппарат похожий на гигантскую стрекозу с огромными крыльями, сделав круг над аэропортом Ле Бурже, медленно и без какого-либо шума пошел на посадку. Когда шасси мягко коснулось земли, к странному созданию ринулся наземный персонал с тем, чтобы крылья, а их размах составляет без малого 64 метра, не коснулись поверхности, что неминуемо привело бы к ЧП.

"Солар импульс", экспериментальный самолет, работающий на солнечной энергии, прилетел из Брюсселя со второй попытки. В минувшую субботу ему пришлось повернуть обратно из-за внезапно поднявшегося сильного ветра.

"Солар импульс" - "гвоздь" 49-го Международного аэрокосмического салона в Ле Бурже, который открывается здесь 20 июня. На него самолет и его создатели швейцарцы Бертран Пиккаром и Андре Боршберг прибыли в качестве "почетных гостей".

Как и в прошлом году, когда "Солар импульс" впервые поднялся в небо с аэропорта города Паейрн в швейцарском кантоне Во, за его штурвалом находился инженер, в прошлом военный летчик Андре Боршберг. На этот раз он провел в воздухе без малого 16 часов. Конечно, мог долететь до Бурже гораздо быстрее, но было решено, что посадит машину только под вечер.

По словам Боршберга, ему пришлось сделать большой круг, минуя находящийся недалеко от Ле Бурже аэропорт "Шарль де Голль" с очень интенсивным авиационным трафиком. Помимо этого, надо было дождаться, уточнил пилот, чтобы пространство вокруг посадочного поля остыло: восходящие потоки разогревшегося за день воздуха способны нарушить устойчивость легкого аппарата.

На вопрос, как прошел полет, Боршберг ответил:

- В принципе нормально. Только ногам немного холодно. Ведь самолет - экспериментальный, без особых удобств, а обогрев в основном благодаря меховому комбинезону. Но это не беда. Зато какая кругом красотища. Дух захватывает, когда лавируешь среди облаков. Ощущения? Самые необычные. Во-первых, если не считать легкий шорох электромоторов, тишина. Во-вторых, в отличие от классического пилотирования приходится учитывать малый вес самолета и огромнейшие крылья, что вместе взятое делает его сверхчувствительным к любым изменениям погоды. При сильном ветре с ним, действительно, нелегко справляться, что требует немалой концентрации внимания и физических усилий. Надо внимательно следить за стихией и скорее поддаваться, нежели бороться с ней.

Как рассказал Андре Боршберг, в полете ему даже удалось перекусить: накануне сделал себе пару бутербродов, а также прихватил бутылку минералки.

- Через два года совершим "кругосветку" в пять этапов, - поведал пилот о планах "Солар импульс" после Бурже . - Таким образом, пересекая океаны, посетим все континенты. Построим новый самолет, который будет для этой цели лучше приспособлен.

В мире Европа Франция Авиасалон "Ле Бурже - 2011"