Жеребьевка XIV Международного конкурса Чайковского прошла в Малом зале Московской консерватории

Жеребьевка XIV Международного конкурса Чайковского прошла в Малом зале Московской консерватории.

Известно, что часть конкурса Чайковского - скрипичная и вокальная перенесена в этом году в Петербург, потому московский этап определил порядок выступлений конкурсантов по специальностям "фортепиано" и "виолончель". И надо заметить, что первая встреча конкурсантов состоялась оперативно, без торжественных речей, в дружеской обстановке, выражающей дух студенчества и молодежных конкурсов. Музыканты из разных стран мира - 29 пианистов из 12 стран и 25 виолончелистов из 13 стран - разместились на первых рядах Малого зала и полностью погрузились в общение, будто забыв о том, что с завтрашнего дня им предстоит серьезная конкурсная борьба.

Конкурсантов приветствовали члены Оргкомитета - ректор Московской консерватории Александр Соколов и генеральный директор конкурса, почетный президент Международного конкурса Вана Клиберна Ричард Родзинский. Отметив значительность события и тот факт, что с участия в нем начинали свой путь многие известные музыканты, Александр Соколов заметил, что традиция проведения состязания в залах Московской консерватории является безусловной. "Нам очень приятно, - сказал ректор, - что к конкурсу отреставрирован Большой зал консерватории, и для ваших репетиций и занятий будут предоставлены классы Московской консерватории". Выбор порядкового номера, по мнению ректора, очень много значит для конкурсанта, но "все-таки главным условием является талант". Ричард Родзинский был рад тому факту, что в зале видит тех молодых музыкантов, с чьим творчеством он познакомился на DVD во время отборочного тура: "Вы действительно - одни из лучших музыкантов в мире. Мы прослушали около 600 записей, и часто отборочное жюри под впечатлением увиденного просило воспроизвести всю запись, хотя по регламенту было достаточно трех минут". Рассказав о новой, усовершенствованной и прозрачной системе голосования, о наградах - возможности выступить на лучших концертных площадках с лучшими оркестрами мира, об интернет-трансляции конкурса, он отметил достижение председателя оргкомитета Валерия Гергиева: "Самые великие музыканты приезжают сюда, чтобы участвовать в составе жюри, и все это благодаря Валерию Гергиеву, который потратил много времени, чтобы пригласить их. Многие музыканты впервые участвуют в жюри". Перед самым ответственным этапом встречи - непосредственно самой жеребьевкой - г-н Родзинский произнес "три последних напутствия": "Первое - не играйте для жюри. Второе - не играйте для жюри. Третье - не играйте для жюри!"

Сама жеребьевка прошла динамично: Родзинский вызывал поименно конкурсантов на сцену, где они могли вынуть свой порядковый номер из прозрачной, как и новая система голосования, вазы. Аплодисменты и овации из зала вызвали музыканты, которым суждено играть первыми, - это пианист Станислав Христенко, выпускник Веры Горностаевой в Московской консерватории и Сергея Бабаяна в Кливлендском институте музыки, и канадский виолончелист Стефан Тетро, студент Юрия Туровского в Монреальском университете. Участь "последних" досталась девушкам: тайваньской пианистке Чинь-Юн Ху, выпускнице Высшей школы музыки в Ганновере, и китаянке Руоди Ли, учащейся в Кельнском университете музыки и танца. "Несчастливые" тринадцатые номера - у выпускника Джульярда пианиста Юньцзе Чену и студента "Моцартеума" виолончелиста Дэвиду Эггерту.

Только цифры

В конкурсе участвуют 29 пианистов, 27 скрипачей, 25 виолончелистов, 20 певиц и 20 певцов из 25 стран.