У Российского фонда прямых инвестиций появились первые потенциальные партнеры

У Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) объявились первые потенциальные партнеры. Интерес к новой структуре уже проявили представители инвестфондов из США, стран Азии, Ближнего Востока и Европы.

Возможно, имена участников станут известны на Международном Петербургском экономическом форуме, где будут публично оглашены параметры и структура создаваемого института.

Напомним, идея создания фонда тоже прозвучала в Питере. Это будет 100-процентное дочернее предприятие Внешэкономбанка, капитал которого сформируют за счет средств федерального бюджета. Минфин уже заложил на создание фонда 62,6 млрд рублей из дополнительных доходов бюджета 2011 года. За пять лет государство выделит в фонд 10 миллиардов долларов. При этом власти рассчитывают, что на каждый вложенный бюджетный рубль будет приходиться минимум 2-3, а в идеале - 5 рублей иностранных партнеров, заявлял недавно глава ВЭБа Владимир Дмитриев.

Партнеры становятся в очередь

Встречи с потенциальными инвесторами и партнерами фонда уже прошли до его официальной презентации. И оказалось, что ряд крупных зарубежных структур действительно готовы "поделиться" с Россией деньгами на взаимовыгодных условиях.

В их числе - китайского суверенного фонда China Investment Corp с активами в 300 млрд долларов. Его председатель Лоу Цзивэй в интервью агентству "Синьхуа" не стал скрывать своего интереса. Россия, пояснил он, большой рынок с хорошим потенциалом развития, и китайские компании пытаются снизить риски через сотрудничество с правительственными институтами, в том числе с РФПИ. "Сейчас мы приехали в Россию для того, чтобы понять, как можно начать сотрудничество с правительством, как следует изучать и запускать механизм этого фонда", - объяснил Лоу Цзивэй.

В прессе также сообщалось о встрече премьера российского правительства Владимира Путина с Бадером Аль-Саадом, генеральным директором Kuwait Investment Authority. Кувейтский фонд управляет активами в 250 миллиардов долларов и готов увеличивать вложения в Россию, объем которых сейчас составляет 600 миллионов долларов. Агентство Bloomberg передало слова Аль-Саада: "Это уникальная концепция, участие правительства будет комфортным".

По сообщению того же агентства, соинвестором РФПИ может стать также американский банк Goldman Sachs.

Гендиректор фонда делает ставку на инфраструктуру

Предполагается, что РФПИ будет создан уже к середине лета этого года в форме закрытого паевого инвестиционного фонда. Он сосредоточится на инвестициях в IT-технологии, космос и фармацевтику.

Причем мелочиться с вложениями не планируют. Минимальный размер инвестиции - 50 млн долларов. А максимальный риск одного проекта не должен составлять более 500 млн долларов. Все сделки свыше 250 млн долларов будут одобряться наблюдательным советом. РФПИ не должен владеть более чем 50% объектов инвестиций, и при этом не может быть самым крупным акционером. Выходить из проектов фонд планирует спустя 5-7 лет с момента инвестирования. Средний размер инвестиции составит 200-300 млн долларов, это 30-50 сделок за 10 лет, прогнозируют в ВЭБе.

РФПИ предполагает вкладывать средства преимущественно в российские компании, хотя предусмотрено, что не более 20% фонда можно инвестировать и в иностранные компании. Но подобное решение должно быть одобрено большинством наблюдательного совета.

Управление фондом собираются организовать по лучшим западным образцам. В составе совета директоров и в штате управляющей компании не будет чиновников. По мнению главы ВЭБа, в инвестиционный комитет, совет директоров, наблюдательный совет будут приглашаться специалисты, известные рынку. "По нашему глубокому убеждению, и эта позиция поддерживается иностранными партнерами, фонд должен быть изолирован от какого бы то ни было административного влияния. Он должен работать, исходя из принципа надежности инвестиций, окупаемости", - пояснял он в одном из интервью. При этом первые кадровые назначения уже сделаны. Гендиректором УК РФПИ назначен Кирилл Дмитриев, в прошлом возглавлявший фонды Delta Private Equity и Icon Private Equity. Кирилл Дмитриев не новичок на рынке инвестиций, он включен в список молодых глобальных лидеров Всемирного экономического форума в Давосе. После объявления о планах создания суверенного фонда Кирилл Дмитриев заявил, что не собирается изобретать велосипед. Он готов перенимать опыт других стран, так как "нет необходимости придумывать что-то новое". Наиболее перспективными Дмитриев считает проекты в сфере инфраструктуры, в том числе - информационной. Кроме того, успешными будут проекты, которые не обязательно связаны с внедрением ультрасовременных технологий, но позволяющие существенно снизить издержки производства.

Одним из ключевых условий успеха прямых инвестиций Дмитриев считает решение вопроса о привлечении долгосрочного капитала. "В Россию приходит много спекулятивного капитала, который способствует инфляции и не оказывает существенного влияния на развитие экономики. Необходимо привлекать капитал долгосрочных инвесторов, направленный в качестве прямых инвестиций на развитие компаний и экономический рост", - говорил он.

Надежды и сомнения

Это, заметим, не первая попытка властей привлечь прямые инвестиции в экономику. Ей предшествовало создание Инвестиционного фонда, который действовал еще до кризиса. Были отобраны крупные проекты, в основном - инфраструктурные, в которые собирался вкладывать средства на паях с государством частный бизнес. Но реализацию многих из них притормозил кризис. Свои вложения в Инвестфонд подморозило и государство. Эксперты, впрочем, отмечали, что одним из недостатков Инвестфонда является отбор проектов чиновниками. К тому же Инвестфонд в значительной мере теперь переориентирован на региональные проекты.

Но для больших замыслов нужны огромные деньги. И власти не раз признавали, что пока привлечь их в необходимых объемах не получается. Россия не смогла улучшить инвестиционный климат на фоне растущего оттока капитала за границу, признал в интервью Financial Times помощник президента Аркадий Дворкович. "Нам нужен прогресс прямо сейчас и в короткие сроки. Инвестиции очень скромные, а отток капитала - большой", - заявил он. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2010 году составил всего 13,8 миллиарда долларов, на 13 процентов меньше по сравнению с 2009 годом. "Был сигнал со стороны инвесторов, зарубежных фондов, фондов прямых инвестиций, - говорит Дворкович. - Им нужен определенный комфорт... Для компаний, которые заинтересованы в том, чтобы прийти в Россию и понять, как здесь работать, фонд будет хорошим подспорьем на первом этапе".

Не все, впрочем, так безоблачно. И сомнения остались. "Многие западные фонды прямых инвестиций подозревают, что лучшие сделки все равно будут отданы русским, - говорит Джошуа Ларсон, экс-глава отделения Carlyle Group в Москве и член совета директоров финской энергетической компании Fortum. - Ожидания обеих сторон - и правительства, и фондов прямых инвестиций - могут быть далеки от реальности. Крупные фонды полагают, что они будут вести бизнес в России так же, как они ведут в других странах, где они покупают контроль и получают полную свободу действий в отношении менеджмента. Но в России это просто не работает".

Тем не менее председатель совета директоров МДМ-банка и экс-глава ФСФР Олег Вьюгин убежден, что участие государства будет гарантией для инвесторов. "Можно надеяться, что эти проекты не встретят серьезных административных барьеров", - говорит он. И это снимет опасения тех, кто пока вкладываться в Россию не спешит. По сравнению с Инвестфондом в РФПИ создается более прозрачная структура, называет Вьюгин еще одно преимущество фонда. В стране полно достойных проектов, под которые нужны длинные деньги, говорит он. И полагает, что главным источником капитала станет все-таки Европа. Причем, не исключено, часть этих денег по факту будет российскими.

Кстати

На заседании комиссии по модернизации президент озвучил помимо создания РФПИ еще 9 позиций, которые необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата в России. Во-первых, это противодействие коррупции: Генпрокурору Юрию Чайке поручено ввести особый механизм рассмотрения жалоб на действие и бездействие госорганов по обвинению в коррупции. Во-вторых, у минэкономразвития появляется возможность корректировать законы, которые мешают развитию бизнеса.

Кроме того, поставлена задача снижения ставок страховых взносов. В каждом федеральном округе должен появиться специальный институт инвестиционного уполномоченного.

Также одно из поручений включает несколько составляющих и должна снизить избыточное влияние на инвестклимат со стороны госкомпаний. Речь идет о четком графике приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года, выведении из составов советов директоров чиновников. Также госкомпании должны сделать прозрачными процедуры своих закупок, в денежном выражении они должны в течение трех лет снизить затраты минимум на 10% в год.