Писал я тут книжку "Интеллигенция и гламур", пытался, как говорится, исследовать проблему. Ну и, понятно, думал и про интеллигенцию и про гламур.
По-всякому по-разному думал, выводы делал - спорные и не очень - но в одном был уверен безусловно, до конца, практически как большевик в победе коммунизма. Был я убежден, что интеллигенция и гламур не пересекаются вовсе, как евклидовы прямые, и уж, во всяком случае, интеллигенция гламуру руки никогда не подаст.
Несколько раз на разных своих эфирах пытался я устроить спор интеллигенции и гламура. Представители гламура, как правило, - всегда, пожалуйста. Им в общем все равно, где мелькать и почему. А вот интеллигенция не хочет, считает себя выше. И я могу ее понять.
Потому что гламур - это что такое? Это ведь не просто нечто блестящее и бессмысленное. Нет, это вполне себе философия, смысл которой в том, что для того, чтобы быть счастливым, надо стать знаменитым и богатым. Стал? Молодец! Удалась твоя жизнь. Не стал? Значит, ты лох. Для того, чтобы стать знаменитым, ты можешь делать все, что угодно. Например, рассказывать везде про свои любовные похождения или приглашать съемочную группу на крестины собственного ребенка. Все, что делает тебя знаменитым, имеет смысл. Нравственность и моральные принципы - это отстой.
А интеллигенция-то русская - она ж совсем по другой философии живет. Она ж - за духовность ратует, за страдания. У нее ж на знамени - Достоевский да Бердяев... Она на все эти "шуры-гламуры" смотрит свысока и пренебрежительно. Она - за нравственность и мораль. Она - за "быть знаменитым некрасиво". Чего это ей вдруг с гламуром пересекаться?
Так я думал до прошлой недели. А на прошлой неделе понял я, что ошибся. Потому что на прошлой неделе вдруг выяснялось нежданно, что одна из главных литературных премий России "Национальный бестселлер" была вручена потому, что почетный (!!!!) председатель жюри Ксения Собчак так решила. То есть икона и символ отечественного гламура не просто объединилась с интеллигенцией, а поощрила ее представителя.
Представитель, должен сказать, хороший: Дима Быков. Дима Быков не любит меня очень, даже со мной не здоровается из неких, наверное, принципиальных соображений, которые мне, правда, не известны, а спросить не могу, поскольку не здороваемся. Но я ведь не доллар, чтобы всем нравиться?
А Дима Быков - говорю без иронии - совершенно поразительный поэт и талантливый прозаик, человек какой-то совершенно невероятной работоспособности, что лично у меня всегда вызывает уважение. В общем, как говорится, Дмитрию Львовичу мои искренние "респект и уважуха". Увы, я не читал роман, за который награжден Быков, но, считая Диму человеком талантливым, убежден, что премию ему давать можно и нужно. В конце концов, он же не виноват, что "Нацбест" ему выдана по решению ведущий программы "Дом-2"? Тем более, сам Быков на вручение премии не приехал, что моих "респекта и уважухи" к нему прибавило.
Честно говоря, я давно подозревал, что именно с премией "Национальный бестселлер" должно произойти что-то... странное, потому что - как известно - как корабль назовешь, так он и поплывет.
"Национальный бестселлер" - название лукавое. Бестселлер, как известно, это то, что хорошо продается. Национальный бестселлер в России - это Акунин и Донцова, Коэльо и Роулинг, а так же какая-нибудь книга типа "Выздоровление без лекарств". И вообще бестселлер определяет не жюри, а магазин: что лучше всего продается, то и бестселлер. А так ведь можно и дальше пойти. Например, назвать премию "Самая лучшая книга России", поставить во главе жюри почетного председателя...скажем, Анастасию Волочкову... и с помощью пяти-шести человек такую книгу каждый год определять. Глядишь, мы привыкнем и поверим, что это самая лучшая книга и есть...
Должен сказать, что я лично ничего не имею против Ксении Собчак. Я вообще с ней лично не знаком. Более того, в книге "Интеллигенция и гламур" я совершенно искренно пишу, что с уважением отношусь к человеку, которая, не имея каких-то суперталантов, сумела добиться славы и богатства. Миллионы девочек в нашей стране хотят быть, как Ксения Собчак. Если человек сумел стать примером, я его уважаю. Но при чем тут литература?
Среди членов жюри мне известны два человека. Знаменитый режиссер Алексей Учитель и выдающийся сценограф и очень хороший писатель Эдуард Кочергин. Когда мнение этих людей в отношении того, что называть в 2011 году национальным бестселлером, не является решающим, а Ксении Собчак является, - я начинаю подозревать, что тут что-то не так. Для меня отдельный и не до конца ясный вопрос, что побудило этих, во всех отношениях достойнейших людей, стать членами жюри, почетный председатель которого является главным гламурным персонажем нашего времени?
Я не могу понять, что заставило сделать Ксению Собчак почетным председателем жюри национальной литературной премии, то есть человеком, чей голос при прочих равных будет решающим? Может быть, ответственный секретарь премии Виктор Топоров бросает все свои литературные и личные дела, чтобы прильнут к телевизору, когда идут программы "Дом-2" или "Блондинка в шоколаде" и наслаждается мастерством ведущей? (Впрочем, "Блондинка", где Ксения ловко разговаривала матом, по-моему, уже не идет). Почетным председателем жюри "Нацбеста" должен быть человек, не имеющий отношения к литературе, но, может быть, организаторы премии считают, что книги Собчак - не литература, а сами долгими питерскими ночами перечитывают ее совместный с Оксаной Робски труд о том, как лучше выйти замуж, или изучают ее энциклопедию лохов? Или Виктор Топоров и другие устроители потрясены бесконечными рассказами Ксении во всех газетах о ее романах (не литературных)?
А, может быть, на самом деле все просто? Может быть, философия гламура, оставаясь, по сути, единственной философией жизни в нашей стране, завоевывает уже и мир литературы? Почему нет? Законы гламура просты и незамысловаты: к славе надо идти любым путем. Можно и через скандал. Если сделать Ксению Собчак почетным председателем жюри, какой-нибудь скандальчик из этого вырастет, и про премию будут больше говорить. Неужели такая логика?
Ведущая программы "Дом-2" рассказала стране, что нам читать. Страна (в том числе и интеллигенция) не возмутилась, не почувствовала себя оскорбленной. Страна (и, в первую очередь, интеллигенция) обсуждала в это время, кажущиеся ей очень важными политические вопросы.
Печально, что постепенно из нашего лексикона и из нашей жизни уходит слово "репутация". Очень может быть, что Ксения Собчак - человек умнейший и интеллигентнейший, а в телевизоре и в жизни только играет ту роль, которая ей выгодна. Может быть. Но у нее есть уже определенная репутация. Она - идол и икона гламура. А идол и икона гламура не может быть серьезным судьей в серьезном литературном конкурсе.