Какие механизмы нужны регионам, помимо инвестиций, для устойчивого развития? На этот вопрос пытались найти ответ эксперты, собравшиеся в середине мая на площадке ЦСКП "Институт регионов". Мы решили узнать что думает по этому поводу председатель Совета Института регионов, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике, Галина Изотова.
Галина Сергеевна, президент подчеркнул, что "в каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик". На чем она должна основываться? Что сегодня является действительно важным для устойчивого развития российских регионов?
Ничего нового! Стратегирование было и остается номером один - основой для любого развития. Поэтому по поручению Владимира Путина проводится активная работа по совершенствованию Стратегии-2020.
Что касается нормативно-правовой базы, то не могу не напомнить о Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Проект, разработанный Минрегионом России, все еще проходит согласительные процедуры.
Государственной Думой приняты пять законопроектов, в том числе в первом чтении - проекты федеральных законов "О зонах территориального развития", "Об основах приграничного сотрудничества". Учитывая их значимость, мы планируем активизировать работу по указанным законопроектам, результатом которой должно стать формирование четко формализованной правовой основы государственной региональной политики в различных отраслях.
Проект федерального закона "О государственном стратегическом планировании" планируется внести в Государственную Думу осенью этого года.
До сих пор формат Стратегий федеральных округов имеет свою специфику, и пока он остается единственным рабочим инструментом для решения задач долгосрочного развития. Сейчас в стадии формирования находится Стратегия СЗФО.
Вместе с тем, в целях совершенствования этой системы мы предложили минрегиону ускорить разработку Методических указаний по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, на начало 2011 года на уровне субъектов РФ утверждено 60% (308) генеральных планов городских округов, 32% (573) генеральных планов городских поселений и лишь 14% (2661) генеральных планов сельских поселений.
Отсутствие схемы территориального планирования Российской Федерации, а также подобных схем у большинства регионов и муниципальных образований отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность и доходный потенциал соответствующей территории.
Каков, на ваш взгляд, главный инструмент развития инвестиционного потенциала в регионах?
На мой взгляд, это комплексные инвестиционные проекты, базирующиеся на принципах ГЧП. Они способны не только сформировать вокруг себя зоны экономического роста, но и служить эффективным средством поддержки целых регионов.
Почему я акцентирую на этом внимание? Да потому, что КИПы позволяют в совокупности решать проблемы не только отдельных территорий, но и макрорегионов, например таких, как Северо-Запад России. Один из ярких примеров - Вологодская область. Достаточно вспомнить проект индустриальных парков, создаваемых в области, и т.д.
На что могут рассчитывать КИПы и как они работают?
Инвестиционные проекты, разработанные и внесенные субъектами Федерации в Экспертный совет минрегиона, получившие статус приоритетных, смогут рассчитывать на получение гарантий по Федеральному закону N 39-ФЗ с учетом готовящихся поправок к нему, а также на финансовую и административную поддержку государства в первоочередном порядке.
В чем выражается финансовая поддержка?
В приоритетном доступе к следующим инструментам государственной поддержки инвестиционных проектов. Таким, как Инвестфонд, федеральные целевые программы, кредиты Внешэкономбанка и других банков с участием государства, предоставление государственных гарантий и другие. ВЭБ сейчас очень активно работает на Дальнем Востоке. Но мы не исключаем совместную работу и над проектами Северо-Западного региона России.
Внешэкономбанк также начинает и финансирование региональных и городских проектов развития коммунальной инфраструктуры. Речь идет о создании государственно-частного партнерства для модернизации водо- и теплоснабжения, общественного транспорта и других объектов. На эти цели ВЭБ будет ежегодно выделять по 2 млрд рублей.
Какими критериями руководствуются эксперты при отборе проектов?
В первую очередь - общими критериями эффективности инвестиционных проектов, такими, как степень проработанности, понятная структура финансирования, ожидаемые значения бюджетной, социально-экономической, экологической эффективности, а также критериями, характеризующими комплексность развития территории по результатам реализации проекта. При этом учитывается влияние рассматриваемого проекта на развитие экономического потенциала региона, развитие новых отраслей, рост объемов производства в смежных отраслях.
Следующий шаг в решении задачи повышения эффективности реализации Стратегии долгосрочного развития - эффективное управление государственной собственностью. Органам власти предложено избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Подписан Указ Президента о сокращении перечня стратегических предприятий. В соответствии с ним правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации - повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, причем серьезные инвестиции, а доходы от приватизации использовать прежде всего на модернизацию нашей экономики.
Будет как-то меняться система стимулирования регионов?
На федеральном уровне формируется система поддержки регионов, основанная на принципе поощрения, а не сокращения объемов поддержки субъектов Федерации, которые добились увеличения собственной доходной базы и роста инвестиционного потенциала. Это будет учитываться при распределении федеральных дотаций. Эта задача отрабатывается с участием Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике в рамках работы Трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений. Речь идет о распределении 24,5 млрд рублей в 2011 году, регионам, добившимся наибольших успехов в привлечении инвестиций и повышении эффективности управления процессами развития.
В связи с этим перед правительством поставлена задача - подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.
Отдельный вопрос - повышение эффективности бюджетных расходов. В основу разработки региональных программ повышения бюджетных расходов должен быть положен принцип программно-целевого формирования бюджетов, ориентированный на конечный результат. Это предполагает постепенный переход к программному бюджету. На федеральном уровне готов перечень из 41 госпрограмм, которые придут на смену федеральным целевым программам. Все программы поделены на пять основных блоков: "новое качество жизни", "инновационное развитие и модернизация экономики", "обеспечение национальной безопасности и обороноспособности", а также "сбалансированное региональное развитие" и "эффективное государство". Предполагается, что с 1 января 2013 года федеральный бюджет станет программным. Аналогичную схему бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов рекомендовано применить и на региональном уровне.
Также минфин предлагает оптимизировать систему субсидий и субвенций, чересчур большое количество которых существенно осложняет межбюджетные отношения и делает их слабоуправляемыми. В частности, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы законодательно закрепить за Федеральным казначейством право выдавать краткосрочные кредиты на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов и субъектам РФ, и муниципальным образованиям, причем по очень низким процентным ставкам и с упрощенным порядком предоставления. Федеральное казначейство подтверждает техническую возможность выполнения такой функции и рассчитывает ввести данный механизм в полном объеме с 2012 года.
Что необходимо регионам, помимо инвестиций, для устойчивого развития?
Геннадий Алексеев, первый заместитель председателя правительства Якутии:
- Создание комфортных условий жизни и ведения бизнеса на Крайнем Севере. Дальнему Востоку необходим закон о социально-экономическом благополучии. Для устойчивого развития также требуется активное развитие горизонтальных межрегиональных связей.
Алексей Рябинин, заместитель председателя комиссии по науке и промышленной политике Мосгордумы:
- В Москве более 200 промзон. На ближайшую перспективу стоит задача уменьшить их площадь в два раза - до 7,5 га. Нужно активнее развивать в нашем мегаполисе науку, только тогда будут решены вопросы жилищной застройки, дорожной сети.
Александр Мурашов, депутат Московской областной думы:
- Безусловно, в приоритете - развитие межрегионального сотрудничества. Нужен рациональный подход к трудовым ресурсам. Они не должны быть сконцентрированы только в двух-трех регионах.
Леонид Григорьев, профессор Высшей школы экономики:
- Нельзя поднять экономику одними и теми же инструментами. Если хотите развивать модернизацию и инновации, нужно поощрять инновации снизу.