Новости

16.06.2011 00:43
Рубрика: Экономика

Не сливай воду-2

Эксперты "РГ" продолжают отвечать на вопросы "горячей линии" по оплате коммуналки

Сегодня мы продолжаем публиковать ответы Дмитрия Гордеева (Фонд "Институт экономики города") и Максима Мамсурова (минрегион) на вопросы о правилах предоставления коммунальных услуг.

Лариса: В настоящее время управляющие компании не информируют жильцов об установленных ценах на услуги сантехников, электриков и других специалистов. В диспетчерской говорят одну цену, сантехники приходят, говорят другую. Оплата производится наличными, без всяких квитанций и чеков. Обяжут ли управляющие компании информировать население о ценах (а также об их изменениях) - например, через доски объявлений, на обороте платежек, отдельными листовками каждому в почтовый ящик, через Интернет или как-то по-другому? Кто должен разработать систему оплаты за услуги указанных специалистов?

Дмитрий Гордеев: Нет, не обяжут. Не путайте содержание и ремонт самого жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме. За содержание и ремонт квартиры отвечает сам собственник, то есть непосредственно вы (ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Согласно ч. 10 ст. 155 Жилищного кодекса собственники жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. То есть услуги сантехников, электриков и прочих специалистов, необходимых для содержания и ремонта смесителя в ванной или на кухне, розетки в комнате, надо оплачивать по договорной цене, согласованной с организацией или индивидуальным предпринимателем, согласным выполнить ваш заказ.

Что касается общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель коммунальных услуг согласно поправкам в Жилищный кодекс РФ (ч. 11 ст. 161) и новым Правилам (пп. "в" п. 31) одновременно отвечает за содержание и ремонт, осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с помощью которых потребители получают коммунальные услуги. В соответствии с нормами ЖК (ст. 135, 162, 164) управляющая организация, ТСЖ, подрядная организация (при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений) отвечают только за состояние общедомового имущества. Перечень и границы общего имущества в многоквартирном доме указаны в ст. 36 ЖК и п. 2-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491. Именно за это вносится плата, установленная органами управления ТСЖ или общим собранием собственников. Такая плата является рыночной (не регулируемой). Управляющая организация обязана согласовать ее с собственниками. Органами местного самоуправления такая плата, как правило, не регулируется. Правда, есть исключение: если сами жильцы не выбрали на собрании способ управления домом, то по закону орган местного самоуправления должен провести открытый конкурс и выбрать управляющую организацию для управления многоквартирным домом ( Правила, утвержденные постановлением правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75). Тогда муниципалитет во время конкурса фактически согласовывает тариф, по которому должна работать выбранная им УК.

Любовь Овсянникова: Очень надеюсь на вашу помощь, потому что в моей ситуации сегодня оказались многие москвичи. Собственникам двух квартир стали начислять оплату за ремонт и содержание жилья по полному тарифу 22 р. 92 к. за всю площадь в обеих квартирах, ссылаясь на постановление правительства Москвы N 1038-ПП от 30.11.2010 ( п. 10 приложения 4). Получается, что для собственников двух квартир "социальная норма" для оплаты ЖКУ и получения субсидии ликвидирована?

Я инвалид, пенсионерка, зарегистрирована одна в собственной квартире. Еще имею в собственности 0,5 доли квартиры, в которой проживает семья сына. Теперь и за квартиру, в которой я зарегистрирована, и за долю плачу по полному тарифу, как за излишки. А "социальной нормы" для меня нет.

Если бы у меня в собственности была одна квартира, но площадью 200 кв. м, то я бы имела право оплачивать социальную норму в 33 кв. м по 10 р. 80 к., а на излишки в 167 кв. м имела бы льготу как одинокая инвалид и пенсионер, согласно приложению 14 того же постановления правительства Москвы N 1038-ПП. А имея два свидетельства, но на гораздо меньшую площадь, я лишаюсь социальной поддержки по оплате ремонта и содержания жилья.

Помогите, пожалуйста, разобраться. В Интернете многие юристы считают это нарушением гражданских прав. А как вы думаете?

Гордеев: Нарушения прав граждан здесь нет, так как все собственники должны нести в полном размере бремя содержания принадлежащего им имущества: жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Это реализуется практически во всех регионах и муниципалитетах России. Но в Москве эта норма вводилась с замедлением. Сначала органы госвласти Москвы ввели регулируемую "полную" оплату только для второго и последующего жилья (до 2010 года). Теперь (с 2010 года) "полная" оплата требуется городом с тех, у кого две и более квартир, за все имеющиеся квартиры (комнаты).

Москва едва ли не последний город в России, который сегодня все еще дотирует из бюджета плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Причем делает это безадресно (независимо от доходов людей) и без учета конкретного состояния дома и запросов собственников (т. е. только по группам домов). Это сковывает инициативу собственников - они не принимают решения о размере платы на своих общих собраниях. При этом Москва нарушает требования п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, которые разрешают органам местного самоуправления регулировать плату за жилое помещение только по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору УК и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Других случаев регулировать размер платы за жилое помещения законодательство органам местного самоуправления (в г. Москве - органам государственной власти) не предоставляет.

Овсянникова: У меня второй вопрос. В нашем доме есть общедомовые счетчики воды. В моей квартире счетчик пока не установлен. За воду (холодную и горячую) и водоотвод мне начисляют не по нормативу, а сверх него. Но ведь расход на общедомовые нужды и потери уже включены в норматив. Как заставить управляющую компанию выполнять постановление правительства?

Гордеев: Вы правы, в составе норматива потребления уже учтены объемы общедомового потребления воды. В вашем случае расчет платы должен осуществляться только по нормативам потребления, поскольку в пп. 2 п. 3 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, прямо указана ссылка только на формулу 1 этого приложения. Несмотря на то, что в п. 22 действующих Правил предоставления коммунальных услуг говорится о том, что размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 указанных Правил, а п. 19 упоминает необходимость корректировки платы, в вашем случае (при отсутствии индивидуального прибора учета и наличии в доме общедомового прибора учета) делать корректировку не надо. Ее просто невозможно сделать, поскольку формула 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг рассчитана только на случай, когда в доме вообще нет никаких приборов учета.

мнение

Андрей Клишин,

председатель правления ТСЖ "ВИТЯЗЬ", Озерск Челябинской области:

- Прочитал в "Российской газете" постановление N 354 от 06.05.2011 года. Многое в нем правильно. Но есть и возражения.

Наше государство дает возможность управляющим организациям и в первую очередь частным УК наживаться на коммуналке. Надо четко, законодательно определить, чтобы ресурсоснабжающие организации за предоставление коммунальных услуг собирали свои деньги сами. Вот тогда никакие управляющие организации не будут в банках "прокручивать" деньги коммунальщиков. Да и сами поставщики услуг не смогут прикрываться неплатежеспособностью управляющих организаций и дурить голову другим. Управляющие организации (какой бы способ управления в многоквартирном доме ни был выбран) обязаны заниматься жилищными услугами, то есть тем, чем им и положено заниматься. Вот тогда те управляющие, которые пришли на рынок по-легкому "заработать" на собственниках, с рынка уйдут. А останутся те УК, которые в первую очередь пришли работать честно, предоставлять качественные жилищные услуги. Тогда и собственникам будет проще понять систему оплаты по коммунальным и жилищным услугам, что относится к тем и другим.

В квитанциях коммунальщиков должно быть две строки. Первая - плата за бытовое потребление продукта и вторая - за места общего пользования. Особенно это касается электроэнергии. И не надо будет представителю УК с выпученными глазами бегать ежедневно по подъездам и выключать свет. Это сделает сам собственник, когда он в своей квитанции увидит энную сумму к оплате за места общего пользования. При выходе из подъезда рука сама потянется к выключателю.

В качестве примера приведу наше ТСЖ "ВИТЯЗЬ", которое со дня образования находится на прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями. У нас в ТСЖ порядок и прозрачность в расчетах. Все собственники понимают, куда и сколько они должны платить, из чего складывается тариф. У нас в ТСЖ собственники начали мыслить по-другому. Вот так надо менять мировоззрение собственников!

Экономика ЖКХ Реформа ЖКХ Регулирование тарифов в ЖКХ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники