Новости

16.06.2011 00:00

Стратегии выхода на новые рынки: возможности или угрозы?

В Москве прошла бизнес-конференция, организованная радиостанцией Business FM и деловым порталом BFM.ru. Участники - представители бизнеса и независимые эксперты - обсуждали стратегии выхода на новые рынки.

Есть ли смысл в современной экономической обстановке расширять бизнес? Какие сложности и угрозы ожидают компании на этом пути? Что нужно учитывать, чтобы не столкнуться с непреодолимыми препятствиями? На эти и другие вопросы попытались ответить участники конференции, делясь собственным опытом.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, российская экономика не может вернуться к докризисным темпам и тому есть ряд серьезных причин. К примеру, рост потребления совпал с ростом импорта именно потому, что российские производители то ли не успевали удовлетворить спрос, то ли не были конкурентоспособными даже на внутреннем рынке. А основные инвестиции были направлены в строительство торговых центров, а не в реконструкцию и развитие производственных мощностей.

При развитии бизнеса в России компании неизменно сталкиваются с одной проблемой - высоким уровнем издержек. Сейчас он примерно сравним с аналогичным показателем стран третьего мира, в частности, африканских, рассказала BFM.ru Наталия Орлова. Взять к примеру соотношение стоимости подключения к сетям энергоснабжения и подушевого дохода ВВП. "В развитых странах, например, в Европе, этот показатель примерно равен тысяче. А в России - 45 тысяч. Это поразительно, что мы по этому показателю находимся на уровне страны третьего мира с неразвитой инфраструктурой", - говорит Орлова.

Для ритейла сейчас подходящее время для развития, считает управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Юрий Кобаладзе. Ранее компания объявила о планах по открытию магазинов в маленьких городах и поселках - с населением от 5 тысяч человек. "Но само состояние экономики, объем инвестиций не в лучшей форме. Поэтому любой, даже самый успешный бизнес все равно будет сталкиваться с неблагоприятной макроэкономической ситуацией", - признает он в интервью BFM.ru. Юрий Кобаладзе добавляет, что коррупция - это одна из основных проблем, мешающая развитию бизнеса в регионах.

Что же касается игроков, стремящихся выйти на зарубежные рынки, то они сталкиваются с иными проблемами. Из России экспортировать что-то, кроме оружия, сырья, алкоголя и матрешек, крайне тяжело, заявил на конференции председатель правления ГК "Орими Трейд" ("Принцесса Нури, "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", Greenfield, TESS, кофе "Жокей" и Jardin) Сергей Касьяненко.

Компания в настоящее время работает в 20 странах. Касьяненко считает, что выход на новый рынок для российской компании означает практически создание бизнеса с нуля. Одна из причин, рассказал он BFM.ru, заключается в том, что отечественные производители опоздали на несколько десятков лет. Сейчас зарубежный рынок в основном сформирован и уже поделен между участниками.

Для дальнейшего развития российского бизнеса и его экспансии за рубеж необходима помощь государства, а того, что делает правительство, сейчас недостаточно, считает Касьяненко. В качестве примера он привел чайно-кофейный экспорт из России. Например, в Азербайджане - одном из крупнейших потребителей чая на территории СНГ - действует негласный запрет на импорт из России. "Мы надеемся на то, что когда-нибудь правительства двух стран - России и Азербайджана - придут к решению этой проблемы. Кроме того, необходимо и использование других стандартных мер, с помощью которых правительства поддерживают своих экспортеров. Это может быть и помощь в участии в выставках, и поиске зарубежных партнеров, и в кредитовании, в разработке механизма страхования рисков экспортера", - говорит Сергей Касьяненко.