15.06.2011 23:35
    Поделиться

    Максим Пратусевич: Говорить о том, что 160 тысяч человек списали ЕГЭ, я бы не стал

    Рособрнадзор готовит иск к социальной сети

    На втором обязательном ЕГЭ по математике, который выпускники школ сдавали 6 июня, выяснилось, что нарушителями можно считать чуть ли не 300 тысяч человек, включая педагогов и наблюдателей.

    Сначала варианты заданий появились в одной из социальных сетей накануне экзамена. Потом, уже во время самого ЕГЭ по математике, в Сети стали выкладываться не только тесты, но и решения к ним. Ответы рассылались на мобильные телефоны тех выпускников, которые оплатили эту услугу.

    Питерский учитель математики из Петергофской гимназии Дмитрий Гущин одним из первых заметил массовое списывание.

    - Через два часа после начала экзамена я скопировал первые готовые работы. Задания оказались подлинными, а решения правильными.

    Сеть гордо отчиталась: во время экзамена по математике число ее посетителей выросло до 165 тысяч человек. Никого из выпускников и наблюдателей на пунктах приема ЕГЭ, видимо, не испугало, что по обнародованным бланкам заданий легко вычислить, кто и откуда переслал их с мобильного телефона. И это было сделано на первом экзамене по русскому языку, когда работу выпускницы, выложившей в Сети свои тесты, аннулировали.

    В Рособрнадзоре заверяют, что сейчас анализируются работы тех, кто на ЕГЭ по русскому языку был замечен в социальных сетях. Естественно, фамилии учителей, которые позволяли пользоваться телефонами, и адреса пунктов проведения экзаменов уже известны.

    Как быть с сотнями тысяч нарушителей на ЕГЭ по математике? Стало известно, что Рособрнадзор готовит иск к социальной сети "Вконтакте". По словам главы ведомства Любови Глебовой, там рассматривают это как "рекламную кампанию, которая позволила данному интернет-ресурсу получить в том числе и денежную прибыль, так как размещение вопросов было бесплатным, а ответы предоставлялись в платной части сектора".

    Юристы в перспективы судов не верят. Доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Астамур Тедеев сомневается в том, что сеть за что-то накажут. Иск суд, конечно, примет, но каким будет решение - большой вопрос.

    - Когда школьник размещал в сети конфиденциальную информацию - бланки с заданиями, он нарушил закон. А сеть - нет. К тому же в положении о ней наверняка сказано, что сеть не несет ответственности за то, что размещает. Ответственность лежит на собственнике информации. А это - школьник, - подытоживает Тедеев.

    В ответ на упрек о том, что в сети были размещены запрещенные к копированию материалы, юристы сети могут сказать: мало ли кто у нас что размещает, мы думали, это невинные картинки. Пока что закон четко регулирует ответственность за распространение материалов очень определенного содержания, например детской порнографии.

    Теперь возьмем тех, кто решал задания. Эти люди могут сказать: мы увидели просьбу и решили помочь. В Интернете ведь есть такая форма общения: одни спрашивают, другие дают советы. Вот мы и дали советы .

    Директор знаменитого Санкт-Петербургского физико-математического лицея N 239 Максим Пратусевич причин для волнений по поводу списывания на ЕГЭ по математике вообще не видит:

    - В прошлом году было то же самое с другим интернет-ресурсом. Говорить о том, что 160 тысяч человек списали ЕГЭ, я бы не стал. Да, ксерокопирование заданий запрещено законом, за это полагается штраф от 500 до 1000 рублей. Выносить из кабинета бланки нельзя, значит, их фотографировали прямо в аудитории. Но что дает размещение заданий в сети? Говорю вам как разработчик тестов по математике, у каждого из 700 тысяч выпускников свой набор заданий. Может, в сети и было 160 тысяч посетителей, но там не было такого количества решенных задач.

    И тем не менее о том, что на ЕГЭ можно списать с помощью мобильного телефона, рассказывают сами выпускники. Но как сделать ЕГЭ честным, пока не ясно.

    Одно из предложений - поручить проведение ЕГЭ сторонней структуре, а не педагогам, которые закрывают глаза на списывание. Сейчас контроль за процедурой проведения экзамена лежит на регионах. А каким он может быть в небольших городках и районных центрах, где все друг друга знают, а то и состоят в родстве? Еще один момент. Рейтинг школ зависит от среднего балла на ЕГЭ и количества стобалльников. Кому хочется плестись в хвосте? Погоня за баллами привела к тому, что лучшие школы, где есть победители и призеры Всероссийской или международных олимпиад, просят талантливых учеников сдавать ЕГЭ, чтобы заработать очки школе. Стобалльники-то на слуху, а кто знает победителей олимпиад?

    Нынешняя скандальная ситуация с массовыми нарушениями на экзаменах доказала, что процедура проведения ЕГЭ должна меняться. Но как?

    мнения

    Андрей Фурсенко,

    министр образования и науки РФ:

    - Мы будем добиваться строжайшего соблюдения всех правил, нормативов и законов. Некоторые выпускники уже отстранены от экзаменов и лишены возможности их пересдачи в 2011 году из-за того, что размещали в Интернете свои контрольно-измерительные материалы и пользовались во время экзамена мобильными телефонами.

    Владислав Юрьев,

    ректор Тамбовского госуниверситета им. Державина:

    - ЕГЭ надо сдавать не в школах, а в спеццентрах, где будет происходить тщательная проверка личности каждого сдающего. Ведь многие из выпускников к моменту окончания школы уже имеют на руках паспорт. Тогда есть шанс свести к минимуму подобные инциденты.

    ЕГЭ задумывался как механизм по борьбе с коррупцией, как система равных возможностей для будущих абитуриентов. Вместо этого мы видим, что формат ЕГЭ сам может порождать коррупцию. Теперь вузы обязаны принимать к себе в том числе и тех, кто сдавал ЕГЭ нечестным образом, а потом их доучивать.

    Не удивлюсь, если во многих вузах России после этого скандала станут особенно тщательно смотреть на результаты нынешнего ЕГЭ по математике. Считаю, что формат проведения ЕГЭ нуждается в серьезном совершенствовании и делать это нужно как можно быстрее.

    Поделиться