Новости

16.06.2011 00:23
Рубрика: Общество

"Мир" тебе, Женева

Российские глубоководные аппараты исследуют знаменитое озеро

В среду российские глубоководные аппараты "Мир" впервые погрузились на дно Женевского озера.

Как рассказал "РГ" руководитель проекта, сотрудник консульства РФ в Лозанне Михаил Красноперов, для этого пришлось преодолеть огромное количество административных барьеров. Один из них - как правильно называть само озеро. Оказывается, два кантона нейтральной Швейцарии ведут об этом ожесточенные споры. В Женеве озеро называют "Женевским", а в кантоне Во и в официальных навигационных картах оно именуется "Леман".

Российская газета: Но основная цель проекта, очевидно, не уточнение правильного названия?

Михаил Красноперов: Основной параметр исследования - загрязненность озера. Сегодня на побережье Лемана - будем так называть Женевское озеро, живет полтора миллиона человек. Из-за деятельности человека водоем постепенно загрязняется. Все больше людей начинает тревожиться, что с ним станет в будущем. Поэтому мы постараемся ответить на два основных вопроса: как загрязненность влияет на химический и биологический состав воды и как озеро с этой загрязненностью справляется? Кроме того, будет исследовано дно озера и параметры водных масс - масса, плотность, температура, течения, динамика и геологические свойства самого озера.

РГ: Почему вообще возникла необходимость такого проекта на Лемане? Кто-то из старожилов заметил, что вода в озере уже не та, что раньше?

Красноперов: В отдельных регионах появились признаки загрязнения. Правительство кантона Во решило, что исследование необходимо. Тогда для осуществления проекта был создан специальный фонд.

РГ: Почему для проекта выбрали именно российские "Миры"?

Красноперов: "Миры" обладают уникальной способностью. Они могут производить измерения и наблюдения с помощью своих автоматических манипуляторов. Аналоги таких аппаратов есть, но у них другие цели. В Штатах они, например, используются военно-морским флотом. Кстати, у французов, которым озеро принадлежит на 48 процентов, даже взыграла ревность: зачем вы берете российские аппараты, когда у нас есть свои? Но потом выяснилось, что французские аппараты не могут того, что могут российские. Зато к проекту подключены ученые из Франции, США и Германии.

РГ: Как "Миры" доставили в Швейцарию?

Красноперов: Раньше "Миры" никогда на грузовых автомобилях никуда не доставлялись, поэтому все боялись, что по пути их сложную электронику растрясет. К счастью, обошлось, но добирались все равно очень долго. Аппараты задержали на таможне и в России, и в Польше, потому что это необычный груз, который вызывает подозрения. Возникли сложности и на таможне в Швейцарии. Люди, которые все это везли, не знали, что она не работает по выходным, а они приехали туда в пятницу, когда все уже было закрыто.

РГ: Доставка "Миров" стала единственной сложностью при подготовке?

Красноперов: Подготовка экспедиции проходила непросто. Нам пришлось получить кучу разрешений, поменять несколько параметров, которые, по мнению швейцарцев, могли загрязнить озеро. В частности, мы ввели биоразлагаемые горюче-смазочные материалы. Долго все тестировали и наконец на прошлой неделе получили сертификаты от международной компании "Ллойд". Это что-то вроде международного морского регистра. Там подтвердили, что аппараты на сто процентов исправны и пригодны для погружения на глубину до шести тысяч метров. Правда, самая глубокая точка в озере - 307 метров. Ее мы покорили уже во вторник, когда произошло первое погружение, посвященное церемонии открытия проекта. Оно показало, что все проблемы решаемы, хотя подобные сомнения у нас возникали, особенно из-за различий в менталитете россиян и швейцарцев. Наши говорят: "Дайте нам вот такую доску, и на руках показывают". Швейцарский прораб: "Нет, вы нам размер напишите". Ну, написали размер. А потом прораб спрашивает: "А из какого дерева?" Тут, конечно, наши начинают чесать затылок... За каждую мелочь здесь надо платить. Плюс серьезный языковой барьер. Местные часто делают вид, что не знают английского, поэтому приходится общаться на французском. А переводчик на всех один.

РГ: Сколько продлится проект?

Красноперов: До конца августа погружения будут проходить каждый день. Два аппарата уходят под воду одновременно и проводят там от трех до пяти часов. Обработка материалов займет четыре - шесть лет.

Фото: РИА Новости

Общество Наука Погружения батискафов на дно Байкала