15.06.2011 23:20
    Поделиться

    Эльвира Набиуллина: Когда дело касается безопасности продукции, то штрафы должны быть просто разорительными

    Будут ли граждане платить больше за свои дома, участки и квартиры после введения единого налога на недвижимость, который заменит налоги на землю и имущество?

    Когда, наконец, людей избавят от необходимости обивать пороги чиновничьих кабинетов при получении разных справок и документов? И призовут ли власти к ответу недобросовестных предпринимателей, продающих некачественный товар?

    На эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответила министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

    Штраф для рецидивиста

    Российская газета: У граждан много претензий к работе кафе, столовых, магазинов, которые торгуют некачественными, а часто и просто опасными для здоровья людей продуктами. Может, такие точки надо проверять не раз в три года, как сейчас, а чаще?

    Эльвира Набиуллина: Если бы частота проверок спасала от некачественной продукции, с этим можно было бы согласиться. Но вы сами знаете, как подчас проходят проверки. В то же время излишний надзор по формальным и неформальным поводам существенно увеличивает издержки бизнеса, которые потом закладываются в цены.

    Поэтому политика, которую проводит минэкономразвития, заключается в следующем. У бизнеса должны быть либеральные правила работы, и трехлетних плановых проверок вполне достаточно. Но не будем забывать, что существуют еще и внеплановые проверки, их можно проводить в том числе по жалобам граждан, с санкции прокуратуры. Что нам действительно нужно делать, так это вводить серьезную ответственность за нарушение правил, и когда дело касается безопасности продукции, то штрафы должны быть просто разорительными.

    Сейчас часто дело обстоит иначе: проверили предприятие, нашли опасную продукцию, наложили копеечный штраф - и оно спокойно продолжает жить и работать дальше. И это касается не только производства продуктов питания. Но от тотального государственного контроля над бизнесом, который существовал десятилетиями, к его собственной ответственности, серьезным штрафам надо идти постепенно. Такая работа уже ведется. Готовится проект закона, по которому нормы ответственности для коммерсантов будут увеличены. Мы ожидаем его принятия Госдумой уже в текущей сессии.

    РГ: То есть штрафы за продажу просроченного товара вырастут?

    Набиуллина: Не только просроченного, но и не соответствующего требованиям технического регулирования по любым другим параметрам. Важно, что при этом провинившихся не стригут под одну гребенку. Одно дело - формальное нарушение, и совсем другое - нарушение, повлекшее за собой причинение вреда, особенно неоднократное. Рецидивист может недосчитаться миллиона рублей (именно такой штраф предусмотрен для юридических лиц).

    Налог по справедливости

    РГ: Много лет идет речь о налоге на недвижимость. Когда все-таки ждать его введения?

    Набиуллина: Это будет зависеть от того, когда в регионах завершится массовая оценка объектов капитального строительства. По нашим прогнозам, на это потребуется минимум полтора года. Кроме того, необходимо принять соответствующие законы.

    Массовая кадастровая оценка земли, как вы, наверное, помните, уже существует. А вот объекты капстроительства пока еще не оценили. В 12 пилотных регионах эту работу планируется завершить летом. Здесь мы хотим предложить ввести налог на недвижимость в тестовом режиме уже со следующего года. Навязывать такое решение не будем, каждый регион сам оценит степень готовности к введению нового налога.

    Кроме того, для этого надо еще отработать механизм апелляции проведенной оценки. Он нужен, потому что массовая оценка может отличаться от индивидуальной.

    РГ: Гражданам надо готовиться к тому, что платить по единому налогу придется больше, чем сейчас?

    Набиуллина: Во-первых, мы предлагаем конструировать этот налог таким образом, чтобы общая нагрузка не выросла. Ставка может быть на уровне 0,01 процента от кадастровой стоимости недвижимости или немного больше. Этот вопрос сейчас обсуждается.

    Во-вторых, мы предполагаем ввести разного рода вычеты по этому налогу. Есть несколько вариантов - вводить вычеты в зависимости от объема недвижимости, то есть не облагать налогом квартиры, дома и участки определенной площади, или же предоставлять вычеты в виде фиксированной суммы, на которую будет уменьшаться налоговая база. К примеру, малообеспеченным гражданам. Окончательные расчеты, как все это будет действовать, пока только производятся. Но система вычетов должна применяться обязательно.

    РГ: А в чем будет главное отличие новой схемы расчета налога?

    Набиуллина: В целом новая схема налогообложения будет более справедливой, чем нынешняя. Главное отличие - при расчете суммы той части налога, которая касается квартир и домов, будет использоваться рыночная оценка имущества, а не оценки БТИ. Они сохранились еще с середины прошлого века, и хотя потом вводились поправочные коэффициенты, такая оценка давно утратила связь с жизнью и с реальной рыночной стоимостью недвижимости. В результате владельцы дорогого имущества иногда платят меньше, чем собственники дешевого жилья.

    Кроме того, единые подходы к оценке объектов на основе кадастровой стоимости и ведение самого кадастра сделают госполитику в этой сфере более эффективной. А это - и управление землей, и справедливые налоги.

    На прием - без очереди

    РГ: Наши читатели спрашивают: когда, наконец, наведут порядок с госуслугами?

    Набиуллина: Действительно, ситуация с получением госуслуг в ряде случаев очень тяжелая. Чтобы исправить ее, мы идем по нескольким направлениям.

    Во-первых, постановлением правительства установлен перечень услуг, которые можно предоставлять на платной основе. Это закрытый список. То есть те услуги, которые в него не попали, чиновники не имеют права навязывать гражданам.

    Во-вторых, скоро будет применяться норма, согласно которой запрещается требовать у гражданина сведения, которые уже есть в органах власти. И если вам для получения какой-либо справки из Росреестра нужна выписка из налоговой службы, то сотрудники Росреестра обязаны будут сами запросить ее у налоговиков. К внедрению этой нормы мы готовились почти год, она требует серьезного межведомственного взаимодействия, и потому вводиться будет постепенно.

    Третье направление - это развитие электронных услуг. Например, на сайте Росреестра введена функция "предварительная запись". Люди могут воспользоваться ей, чтобы не стоять в очереди, а прийти в службу в назначенное время по предварительной записи. Пока, правда, этой возможностью пользуются немногие - не у всех есть компьютеры, доступ к Интернету, к новой форме еще надо привыкнуть. Но я лично эту услугу протестировала, попробовала записаться в электронную очередь. Все получилось.

    Кроме того, в Росреестре можно получить электронные выписки из некоторых документов. Теперь не надо тратить время на посещение службы, а стоят такие выписки дешевле, чем полученные в бумажном виде.

    РГ: Но часто получить госуслуги в электронном виде не так-то просто...

    Набиуллина: Минэкономразвития договорилось с "ОПОРОЙ России", что бизнес-объединение будет постоянно мониторить, как и где работают электронные госуслуги, и сообщать нам результаты. Это, конечно, не значит, что все и сразу автоматически заработает. И чтобы перестроиться, нужно время. Но это не означает, что от электронных услуг надо отказываться. У нас нет другого выхода, кроме как заставить заработать и систему в целом, и отдельных чиновников. Госдума уже одобрила подготовленный минэкономразвития проект закона, которым вводится персональная административная ответственность служащих за нарушение сроков работы с обращениями граждан вплоть до штрафов.

    Испытано на себе

    На "Деловом завтраке" с Эльвирой Набиуллиной главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин угостил ее огурцами со своего дачного участка. Но на всякий случай первым огурец попробовал сам. И ничего, до сих пор жив-здоров.

    В общем, мораль проста: свое надо есть, и все будет в порядке. А эмбарго на импорт овощей из Европы, как утверждают эксперты, не отразится ни на нашем столе, ни на инфляции: объем поставок огурцов в Россию из стран Евросоюза, попавший под запрет из-за эпидемии, не столь уж велик - в прошлом году он составил всего 5,2%.

    Поделиться