Регионы соревнуются между собой по объемам инвестиций

На последних форумах по инвестициям от руководителей страны звучали слова о том, что регионам и отраслям надо соревноваться не только и не столько по объемам вложений, а по реальному социально-экономическому эффекту от реализации конкретных проектов.

Дело в том, что эффективность капиталовложений в производственные отрасли оценивается по многим параметрам. Основной - рост выхода единицы условной продукции в расчете на единицу инвестированных материальных средств. То есть речь идет о реальной экономической отдаче инвестиций.

В то же время стимулом инвестиционной активности и повышения эффективности капиталовложений являются не "шаблонные", а разнообразные льготы для инвесторов, понятная система государственной и региональной экономической политики. Кроме того, во многих странах применялись и применяются такие меры национального инвестиционного стимулирования, как инвестпремии. Скажем, в виде новых государственных капвложений в развитие уже реализованного проекта или в форме льготных условий сбыта продукции нового предприятия (в течение определенного времени), в том числе на внешнем рынке.

В частности, такого рода инвестиционное стимулирование практиковалось в Бразилии во второй половине 1970-х годов, когда там реализовывалась программа производства нефтеспиртового топлива (газохол) и биогаза. Сейчас благодаря этой программе бразильские транспортная система и сельское хозяйство до 40% своих потребностей в топливе обеспечивают на счет упомянутых его видов. Похожая ситуация происходила и в ЮАР в 50-60-х годах прошлого века при развитии переработки угля в продукты, идентичные нефтяным, а также для стимулирования развития металлургических, химических, пищевых отраслей, судостроения.

Схожая практика поныне используется в КНР, Вьетнаме, ряде стран - членов ОПЕК, Скандинавии, Израиле, а также в новых индустриальных "драконах" (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бруней). Причем в КНР разнообразные формы инвестпремий применяются со времени ее основания в 1949 году.

В России с прошлого года в рамках соответствующей программы Международной организации кредиторов (WOC) премии ("Инвестиционный ангел") по конкретным номинациям учреждаются и присуждаются регионам, инвесторам и предприятиям за наибольшую эффективность капиталовложений. Эта программа поддержана Госдумой, Советом Федерации, администрациями субъектов Федерации, многими федеральными министерствами. Новая премия и как подведение промежуточных итогов конкретной экономической работы, и как стимулирующий инструмент для привлечения новых инвесторов.

Тем временем многие регионы России активно участвуют в инвестиционном соревновании друг с другом, осуществляя уже готовые инвестпроекты и разрабатывая новые. Причем они имеют не только региональное, но и межрегиональное, то есть общероссийское значение. Это проявляется, к примеру, на Северном Кавказе и в Поволжье.

Так, правительство Кабардино-Балкарии в мае утвердило "Стратегию развития промышленного комплекса республики на период до 2025 года". Причем до 90% инвестиций в реализацию проектов Стратегии составят внебюджетные средства. К 2025 году здесь запланирована реализация таких крупных инвестпроектов, как строительство заводов по производству чистых полимеров и светодиодных ламп, единого технологического комплекса горного и обогатительного безотходных производств на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом комбинате (одно из крупнейших предприятий такого профиля на постсоветском пространстве). Также намечено создать российско-польское предприятие по выпуску современной прицепной техники и автотракторных дисков.

Общий объем требуемых инвестиционных средств на реализацию упомянутых проектов на территории Кабардино-Балкарии составляет 38,4 млрд рублей. Из них 3,3 млрд рублей выделит федеральный бюджет, 1 млрд руб. - республиканский, а 34,1 млрд рублей - внебюджетные средства.

По значимости эти вложения инвестиции могут посоревноваться с проектами развития поволжско-северокавказской железнодорожной сети: они позволят более чем на треть сократить расходы по межрегиональным перевозкам (за счет ликвидации "кружных", излишне дальних и других нерациональных перевозок). А также ускорить доставку грузов и пассажиров как в Поволжье и на Северный Кавказ, так и в обратных направлениях. Одновременно повысится конкурентоспособность Юга России на рынке транзитных сообщений Каспийско-Черноморско-Азовского региона.

Таким проектом станет восстановление 50-километровой дороги Дивное (Старополье) - Элиста (Калмыкия), заброшенной в 1990-х годах. Она будет составной частью нового межрегионального коридора Северный Кавказ - Нижнее Поволжье - Казахстан. Вдобавок эта линия позволит возобновить прямое железнодорожное сообщение Москва - Калмыкия. Предварительная инвестстоимость проекта - 230 млн рублей. Правительство Калмыкии и Минераловодское отделение Северо-Кавказской железной дороги недавно договорились совместно восстановить эту дорогу.

Восточная часть нового коридора - стальная магистраль Элиста - Аксарайская (Астраханская область) в 250 км - по кратчайшему пути соединит черноморские и азовские порты РФ с Западным Казахстаном через Нижнее Поволжье. Реализация этого проекта намечена в предстоящие 2-3 года, его инвестстоимость - 500 млн долл. Данная линия, по оценкам правительства Калмыкии, сможет пополнять бюджеты всех уровней в целом в 450-500 млн долл.

Разработан также проект параллельной железной дороги Элиста - Волгоград (260 км): она напрямую соединит Среднее и Верхнее Поволжье с Северным Кавказом РФ и Казахстаном. Этот проект включен в "Стратегию развития транспортного комплекса Ставропольского края до 2030 года".

А проект стальной магистрали Хаджох (Юг Адыгеи) - Адлер в 110 км повысит уровень сухопутной транспортной доступности Черноморского побережья РФ и Северокавказского Причерноморья в целом. Все эти проекты будут реализованы в рамках государственно-частного партнерства, но очередность их пока не определена.

комментарий

Роберт Абдуллин, почетный президент WOC:

- Число иностранных участников программы "Инвестиционный Ангел" постоянно растет: нами уже принято много заявок от соискателей премии, открывающих в России свои производства. Чем больше число соискателей, тем важнее для них признание роли конкретных инвесторов в экономическом развитии России. В целом это стратегический аспект развития страны. Иностранные компании создают здесь рабочие места, внедряют новые производственные технологии. И, пожалуй, самое главное - платят здесь налоги, а это положительно сказывается на бюджете РФ. Открою маленький секрет: в 2011 году подсчет реально привлеченных инвестиций будет осуществляться в расчете на душу населения. Ведь для какой-то области привлечь "миллион" капиталовложений - много, а для другой, в зависимости от численности населения, и миллиарда бывает мало.