Штраф за безбилетный проезд в электричках могут поднять до тысячи рублей

Железнодорожники надеются, что серьезное увеличение штрафов за безбилетный проезд будет в ближайшее время подкреплено законодательно.

Об этом рассказал участникам конференции-телемоста с Томской областью начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО "РЖД" Максим Шнейдер.

И привел пример: "В Москве на транспорте штрафы подняли до тысячи рублей. И эту цифру я считаю вполне нормальной отправной точкой". Кстати, раньше эксперты предлагали дотянуть штрафы для безбилетников до европейского уровня - 60-80 евро. По нынешнему курсу это примерно 2,4-3,2 тысячи рублей. Но такие суммы все-таки не совсем отвечают нашим реалиям - это также стало ясно в ходе телемоста. Сначала, по мнению железнодорожников, необходимо сделать более понятной систему тарификации, чтобы пассажиры понимали, за что они платят деньги и почему именно такие. Одновременно стоит заняться рекламой, убедить население в том, что безбилетный проезд - это позор.

Увеличение количества билетных кассиров в поездах, турникетных линий, охранников - лишь одна часть решения проблемы. Надо повышать ответственность за безбилетный проезд и одновременно разрабатывать методы воздействия на безбилетников. Сейчас у пригородных компаний есть право не пускать в поезд и высаживать пассажиров, не оплативших проезд. Однако на практике дело часто доходит до того, что пассажиры с билетами заступаются за "зайца".

Люди просто не понимают, говорили участники пресс-конференции, что оплата проезда создает финансовый резерв для снижения цен на билеты. Пока же выпадающая часть доходов пригородного сообщения в этом году составляет 49 миллиардов рублей (затраты порядка 90 миллиардов рублей, а доходная часть - 41 миллиард рублей). При этом весь пригородный комплекс в год перевозит порядка миллиарда человек. И траты бюджетов всех уровней на пригород у нас невелики. Если в России на рубль, потраченный пассажиром, приходится 1,25 рубля, то в странах Европы - почти в пять раз больше. Например, в Германии это 6 евро на один евро от пассажира.

Траты железнодорожников действительно велики. Так, один современный комфортный поезд, оборудованный кондиционером, стоит примерно 200 миллионов рублей. Отсюда вытекает и рост тарифов. И, если не говорить о центральном железнодорожном узле, где стало возможным даже некоторое снижение стоимости абонементных билетов, то в регионах ситуация гораздо сложнее. Участвовавшие в телемосте представители Томской области отметили, что в этом году рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки у них составил 10 процентов и обусловлен объективными факторами. Причем у регионального бюджета нет возможности компенсировать этот рост. И даже приходится отменять востребованный маршрут из-за его убыточности.

Частично решить подобные проблемы мог бы федеральный закон об организации пригородного сообщения, считает Максим Шнейдер. Обсуждение этого документа, проект которого подготовил минтранс, началось еще в прошлом году и, к сожалению, продолжается, сетует представитель РЖД. И поясняет, что закон позволит определиться с формированием заказа как на дальние, так и на пригородные перевозки, четко прописать условия контракта с перевозчиком, сферы ответственности. Комментируя ситуацию корреспонденту "РГ", Шнейдер сообщил, что законопроект до сих пор не внесен в Госдуму и все еще проходит согласительные процедуры в министерствах и ведомствах. Состоится ли внесение в этом году, сказать сложно, заметил собеседник "РГ".

На данный момент некоторой заменой закону станут 25 миллиардов рублей дополнительных бюджетных ассигнований, которые стали возможны в результате высоких цен на нефть и соответствующего пересмотра параметров госказны. В начале июня подписан соответствующий документ, и, по словам представителя РЖД, выделенные средства пойдут на компенсацию потерь в доходах в результате госрегулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении.