Ассоциация юристов предлагает составлять "горячие листы" адвокатов, чтобы лучшие были на высоте положения. А худшие, как им и положено, оказались на дне. Идея не бесспорная, но может оказаться полезной. В конце концов, нам - потенциальным истцам, ответчикам и подсудимым - необходимы какие-то отправные точки, чтобы сориентироваться при выборе защитника.
Только рейтинги, "звонки другу" и "помощь зала" не отменяют потребности думать головой. У любого человека есть прекрасные советчики: его глаза и уши, плюс здравый смысл. Все остальное - приставки к тому.
Судя по всему, рейтинги входят в этом сезоне в государственную моду: Минюст с подачи ученых собирается составлять рейтинги чиновников. Ассоциация юристов России начала выстраивать по ранжиру юридические вузы. А теперь и адвокатов хотят пометить цифирками для наглядности. Уже объявлен конкурс среди рейтинговых агентств - заявки принимаются до 6 июля по факсу +7 (499) 238-80-40 или электронной почте pravo@alrf.ru
Однако пока остался открытым главный вопрос - по каким меркам судить адвокатов. Количество выигранных процессов? Это не показатель. Цена? Тем более нет. Может, оценивать парфюм? Шутки шутками, но задача, похоже, поставила в тупик и само адвокатское сообщество. Действительно: как?
Теоретически, профессионал всегда сможет отличить профессионала и навскидку сказать, кто лучше, кто хуже. Но это субъективные (пусть даже правильные) ощущения. Обществу же надо популярно объяснить, как и почему считаем. Иначе есть вероятность, что при размытых непрозрачных критериях места в рейтинге будут продаваться.
Хотя и это, в каком-то роде, тоже критерий: если у человека есть деньги и он способен договориться о нужном решении (в данном случае - решении рейтинговой комиссии), значит, хватка у него есть. Не будем поминать всуе коррупцию, допустим, человек просто умеет добиваться своего и знает ходы и выходы. Вполне возможно, что и клиенты за ним, как за каменной стеной.
Однако денежными критериями в любом случае не стоит увлекаться.
Трудно сказать, нужен ли такой рейтинг самим адвокатам, но их клиентам он точно не помешает. Сегодня человек выбирает защитника практически наугад. В случае введения рейтинга, безусловно, тоже останется элемент неожиданности и лотерейности. Но все-таки можно будет от чего-то оттолкнуться.
У частных граждан накопилось немало претензий к адвокатской корпорации (как, впрочем, и к любой другой - чиновничьей, прокурорской, судейской). Возможно, рейтинг снимет часть проблем с защитниками, ведь мы узнаем, чего они стоят.
Быть может, было бы неплохо проводить еще рейтинги судей, прокуроров, следователей. Вот уж, действительно, получились бы "горячие" списки. Не исключено, что они могли бы подтянуть обвинительные и рассудительные корпорации. Однако, будь такая идея исполнена, конкретному гражданину от нее не стало бы ни холодно, ни жарко. Мы ведь не выбираем своих обвинителей, следователей и судей. Как сказано в одном рассказике 18 века, их нам послало Провидение за наши грехи, поэтому они могут быть плохими, злыми, пристрастными, любыми. Мол, сама судьба назначила их пить из нас кровь. Спорное утверждение, но здесь надо дискутировать с автором. Я же говорю о другом: защитники - из иной когорты, они по определению обязаны быть хорошими.
Среди адвокатов немало трудяг, но немало и трутней. Последние проявляют наибольшую активность в охоте за клиентом, поэтому нарваться на них легче. Один из приемов - так называемые сайты и колл-центры бесплатных консультаций.
На телефоны набирают студентов, работающих за копейки. Их задача - любой ценой поймать клиента на крючок, чтобы пришел и выложил деньги. Ни один, даже мелочный вопрос, не окажется настолько простым, чтобы вам ответили сразу. Нет, выяснится, что дело серьезное, придется платить за дополнительные консультации, а то и вовсе нанимать адвоката на долгий срок.
Именно в такое бюро обратилась женщина, про которую я рассказал в газетной статье. Ее сына задержали с палкой колбасы на выходе из универсама. Она говорит - подкинули, чтобы взять с него деньги. По ее словам, в том районе буквально шла охота на детей из состоятельных семей (но не настолько влиятельных, чтобы правоохранители боялись к ним подступиться). Ребят подставляли под какие-либо уголовные статьи и заставляли откупаться. Можно в это не верить - это всего лишь версия защищающейся стороны. Но палка колбасы, из-за которой возник сыр-бор, как ни крути, до тысячи рублей не дотягивала. Набегало лишь рублей 300-400. Значит, при самом худшем раскладе, была не уголовная кража, а административное правонарушение. За сколько минут с этим делом должен был управиться дорогой адвокат? Ответ: ему для этого не хватило целой осени. Дело тянулось, женщина ходила сама в прокуратуру, где ее пугали, что сына посадят (адвокат сказал, что не может ее сопровождать, поскольку это будет давлением на следствие), а все это время защитник рассказывал байки про свою активную закулисную работу. Его услуги обошлись в 80 тысяч рублей в месяц. Рейтинг по нему явно плачет.
"Многие адвокаты просто топят своих клиентов, - рассказал мне на днях в приватном разговоре действующий судья. - По некоторым статьям, если человек признал вину и на нем нет букета судимостей, реального срока ему никогда не назначат. А не раскаялся - пойдешь за решетку. Но часто бывает так: человек на следствии признался, все рассказал и показал, доказательную базу закрепили, а потом он передумал. Либо в СИЗО ему сокамерники чего-то наговорили, либо родственники нашли какого-то адвоката, и он меняет защитника. А тот, чтобы показать свою работу и взять побольше денег, накручивает подсудимого: мол, давай, отказывайся от всего, дело пустое, мы сейчас тебя быстро оправдаем. Развивает бурную деятельность, затягивает, штампует массу жалоб, шумит на процессе, и в итоге подсудимый получает реальный срок. Ведь доказательства есть, а поведение расценивается как попытка уйти от ответственности. Адвокат своим рвением только затягивает петлю на шее человека. А после приговора разводит руками, мол, такое у нас правосудие - обвинительное".
Но в данном случае, получается, нечего на судью пенять? Будем надеяться, что рейтинг заставит адвокатскую корпорацию ориентироваться не только на высокие гонорары, но и на высокие стандарты. Потенциал для этого у сообщества наших защитников есть.