Пост руководителя балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оставался вакантным меньше трех месяцев. Он достался Игорю Зеленскому, сейчас возглавляющему балет в Новосибирске.
Скамейка способных балетных руководителей настолько коротка, что перестановки в самом верху мирового рейтинга вызывают извержение кадровых перемен по всему миру. Назначение Алексея Ратманского на пост хореографа American Ballet Theatre, случившееся еще два года назад, теперь докатилось до Новосибирска. Большой театр долго мучился поиском замены Ратманскому, пока не остановился на кандидатуре своего бывшего премьера Сергея Филина. Нынешней весной он спешно сдал дела в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, который после трех за последнее десятилетие смен балетных начальников наконец начал ощущать плоды стабильности. Теперь сам Музыкальный увел молодого энергичного руководителя в Новосибирске - именно там работает Зеленский, за пять лет превратившись из руководителя-дебютанта в успешного директора.
Приехав в Новосибирск по приглашению директора театра Бориса Мездрича, активно продолжавший международную звездную карьеру танцовщика Игорь Зеленский не выглядел фигурой, способной на самостоятельную игру. Однако опыт сотрудничества с лучшими компаниями мира - New York City Ballet, Королевским балетом Великобритании, Ла Скала, балетом Deutsche Oper, Большим и Мариинским театрами - сказался. Зеленский ввел в репертуар труппы западную классику ХХ века, в первую очередь балеты Баланчина, специалистом по исполнению которых является сам. Пригласил работать с труппой начинающего американского постановщика Эдварда Льянга. Возобновил "Спартака" Григоровича. Лично редактировал "Баядерку" и "Лебединое озеро" - и это не самая успешная страница его деятельности. В то же время избавился от всех постановок предшественника - Сергея Вихарева, который после провальных 1990-х вернул труппу на высокий исполнительский уровень. Зеленский повышал профессионализм новосибирцев на собственном опыте: он исполнял премьерские партии во всех новых постановках. Провел активную селекционную работу, не только предсказуемо выписав солистов из столиц, но и тщательно изучив собственный кордебалет, а также выпускников не блиставшего результатами местного хореографического училища. Сейчас Новосибирский театр может похвастаться длинной скамейкой запасных - потенциальных ведущих солистов. Но и потери были ощутимыми - тяжелый характер Зеленского известен не меньше его легендарного прыжка и бешеных пируэтов. За состоянием новосибирского балета москвичи могли следить "в прямом эфире": почти ежегодно труппа номинировалась на "Золотую маску" и приезжала на смотрины в Москву. Удалось ей и стать участницей ежегодного парижского фестиваля Les Etes de La Danse, выступив на сцене театре Chatelet.
В Театре Станиславского залогом успехов является не темперамент, а хорошими гастрольными площадками труппу не удивишь. Команда его руководителей спокойно и неторопливо формирует имидж современного, просветительского, не склонного к непредсказуемым экспериментам коллектива. Новому худруку вписаться в эту магистраль будет непросто.
Справка "РГ"
Игорь Зеленский, народный артист России. После года стажировки в Ленинградском училище имени Вагановой был принят в Театр оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский). Завоевав Гран-при на международном балетном конкурсе в Париже, в 1990 м начал международную карьеру. В конце 1990 х вновь стал регулярно выступать в России. С 2006 г. - художественный руководитель балета Новосибирского оперного театра.