В состав жюри пианистов в этом году входит лауреат II премии Конкурса Чайковского 1982 года Владимир Овчинников. Первая премия на том состязании, состоявшемся 30 лет назад, не присуждалась, вторую пианист разделил с Питером Донохоу, который также входит в нынешний состав пианистической судейской коллегии Конкурса Чайковского. Во время перерыва между выступлениями пианистов в первом туре член жюри Владимир Овчинников согласился дать комментарий для "Российской газеты".
Российская газета: Новый Конкурс, новое время - изменились ли за минувшие годы участники, изменилось ли само состязание?
Владимир Овчинников: Вообще уровень очень сильно поменялся, и должен сказать, что сейчас это вообще специфический конкурс, потому что готовились к нему со всей серьезностью: организаторы отслушали очень много кандидатов, и сейчас собрались (по крайней мере, как мы видим по двум первым дням) настоящие, что называется, "сливки". Музыканты замечательные, а некоторые из них уже состоявшиеся артисты, поэтому слушать их, конечно, большое удовольствие. Особенно хочется сказать о программе - сейчас, помимо того что обязательно включаются произведения П.И.Чайковского, она обрела гораздо большую свободу. Нынче звучит гораздо больше музыки и, приятная новость, - теперь разрешают повторять экспозиции классических сонат или какие-то кусочки, что дает более правильное и полное впечатление о музыке.
РГ: Нынешний конкурс таким образом предлагает большую свободу самовыражения?
Овчинников: Да. Вообще атмосфера в целом стала более свободная, интересная. Конечно, самое главное впечатление - это новый зал, который открылся после годовой реставрации. Он потрясающе выглядит и замечательно звучит - это самое главное для музыканта. Впечатление очень приятное, серьезное и сильное.
РГ: Доводилось ли вам раньше работать в жюри с Питером Донохоу?
Овчинников: Нет. Я, конечно, встречался с ним после Конкурса Чайковского в разных странах, мы виделись на гастролях - и в Англии, и я даже был один раз на его концерте в Гонконге. У каждого была своя судьба, но приятно то, что сейчас мы с ним встретились как старые друзья, с ним приятно работать. И с другими участниками жюри - со многими я был и раньше знаком, - в общем, скажем так, очень приятная компания. Конечно, мы стараемся не говорить друг другу о своих предпочтениях к конкурсантам, но, мне кажется, атмосфера очень доброжелательная, теплая, замечательная.
РГ: Вспоминаете с Питером Донохоу минувшие дни вашего первого Конкурса Чайковского?
Овчинников: Да, на первой встрече были очень серьезные воспоминания, очень интересные, и, действительно, - как будто мы вернулись в какое-то старое время. Конечно, с новым отношением ко многим вещам, но приятно, что мы тоже участвовали в Конкурсе, что с нами это тоже случалось.