Уверенно развивающееся российско-французское торгово-экономическое сотрудничество базируется на высоком и столь же стабильном уровне политического диалога между Москвой и Парижем. А также на все более активных деловых связях бизнес-сообществ и предприятий обеих стран.
Отметим, что Россия, как и бывший СССР, всегда занимала особую, точнее - стратегическую нишу во внешнеэкономической политике Франции. Даже в наиболее конфронтационные периоды "холодной войны". Скажем, в конце 1940-х, когда в ответ на просьбу тогдашнего руководства Франции в эту страну были срочно направлены советские зерновые продукты, генерал Шарль де Голль отметил, что столь внимательное отношение к просьбе свидетельствует прежде всего о преемственности весьма важной роли Франции во внешнеэкономической политике, да и во внешнеполитической линии Москвы.
Такой характер российско-французских отношений сохраняется и сегодня. Россия и Франция выбрали курс на наращивание сотрудничества в инновационных секторах науки и производства (энергетика, авиация, космос, автомобилестроение, фармацевтика, биотехнологии, пищевые отрасли). Так, успешно продвигается сотрудничество по производству российского современного самолета "Суперджет 100" в рамках совместного проекта с участием ряда французских предприятий. Французская ТОТАЛЬ будет участвовать в проекте по освоению крупных ресурсов природного газа на Ямале и создании там завода по сжижению этого сырья. Последнее обусловлено как ростом спроса во Франции и регионе ЕС в целом на сжиженный газ, так и российской программой индустриализации национальной газовой индустрии.
Кроме того, завершается строительство стартового комплекса для ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане (Южная Америка). Важной составляющей российско-французского сотрудничества в области космических технологий является также партнерство между предприятиями, работающими в отрасли спутниковой связи. Плюс к тому на российских предприятиях с 2007 г. производятся комплектующие детали для французских "Аэробусов", причем в текущем году стартовала совместная программа по переоборудованию пассажирских лайнеров компании "Эрбас" в грузовые самолеты.
Поступательно развивается и двусторонний комплексный энергодиалог. Например, в 2010 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по участию "Электрисите де Франс" (одной из крупнейших энергетической компаний в Европе) в проекте строительства газопровода "Южный поток", предусматривающего поставки минимум 30 млрд кубометров российского газа в Восточную, Центральную и Южную Европу. Активно развиваются совместные НИОКР в энергосбережении, комплексной переработке энергосырья, применении возобновляемых источников энергии. Вдобавок, по оценкам французской стороны, Россия вносит должный вклад в проект создания международного термоядерного реактора в южнофранцузском г. Кадараш (вблизи Марселя).
Активно работают на российском рынке французские инвесторы: так, концерн "Рено" ныне расширяет модельный ряд автомобилей, производимых в Москве; осуществляется модернизация автозавода "ВАЗ" в Самаре: с 2012-го на его мощностях будут выпускаться автомобили марок "Лада", "Рено" и "Ниссан". В 2010 году начал работать конвейер в Калуге на заводе "ПСА Пежо-Ситроен". Что касается автодорожного строительства, в ближайшие годы французская компания "Винси" начнет строительство первого участка платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. А, к примеру, корпорация "Альстом" участвует в модернизации подвижного состава для российских железных дорог.
Отметим также, что в РФ ныне действуют более 50 гипермаркетов французской торговой компании "Ашан". А компании "Данон" и "Юнимилк" недавно подписали соглашение об объединении своих молочных производств в России и СНГ. Успешно работают в России крупные фирмы "Алькатель", "Лафарж", "Сен-Гобен", "Эр Ликид", "Сервье", а также крупные банковские структуры "Сосьете Женераль", "БНП-Париба".
В то же время, все большее число субъектов РФ и французских регионов, включая заморские департаменты и территории Пятой республики, развивают взаимные торговые, инвестиционные, научно-технические связи.
Обращает на себя внимание и французская программа подготовки управленческих кадров для российской экономики, реализуемая с конца 1990-х годов. Уже более 600 российских менеджеров в рамках этой программы прошли стажировку на французских предприятиях.
Если говорить о взаимной торговле, она, хоть и растет, но ее товарная структура не сбалансирована. Если Франция поставляет в Россию товары с высокой добавленной стоимостью, то в российском экспорте уже который год преобладают сырьевые товары, преимущественно топливное сырье и его полуфабрикаты (доля сырьевых товаров - свыше 75% в объеме среднегодового экспорта РФ во Францию за последние 10 лет).
Что касается французских прямых инвестиций в России, по их накопленному объему Франция, по оценкам минэкономразвития и Росстата, занимает 8-9-е места в 2010-2011 гг. среди зарубежных стран-инвесторов в РФ. Общий объем французских инвестиций в экономику РФ ныне оценивается российскими экономическими ведомствами примерно в 10 млрд долларов. Причем доля перерабатывающих отраслей и проектов превышает треть в объеме французских капиталовложений в России.
Премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе недавней встречи с деловыми кругами обеих стран заявил, что: "Правительство РФ намерено оказывать содействие росту объемов французских инвестиций в российскую экономику. Хотя по объемам поступающих капиталовложений в РФ Франция уже опередила США, объемы взаимного инвестирования могут быть значительно выше".
По данным посла Франции в России де Глиниасти, французский бизнес интересуется российским инновационным проектом "Сколково". Причем французская фирма AREP победила в конкурсе на разработку архитектурного плана "Сколково". Кроме того, в рамках этого проекта подписаны соглашения с компаниями EADS (транспортное машиностроение, электроника), "Alstom" (энергетическое, железнодорожное машиностроение). А в состав консультативного научного совета "Сколково" входит лауреат Нобелевской премии по химии Жан-Мари Лен.
По словам месье де Глиниасти, "российский рынок - весьма перспективный для французских торговых и инвестиционных компаний. Я не знаю российской отрасли, где не присутствовали бы французские инвесторы". Но, как полагает посол, дает о себе знать проблема, как привлекать российские инвестиции во Францию: "Да, россияне покупают недвижимость на юге Франции, но хотелось бы привлечь в нашу страну настоящие российские инвестиции". Впрочем, по его данным, уже есть тому пример: это недавняя покупка компанией "Уралвагонзавод" французской маталлургической фирмы Sambre et Meuse.