Продолжается одно из главных событий российского музыкального сезона - Конкурс им. Чайковского. Второй день показал, что интерес к нему не ослабевает, а художественные страсти накаляются.
Жаль, что на дневные прослушивания могут попасть далеко не все меломаны, здесь случаются яркие события. Несмотря на непредсказуемость жеребьевки, выступления распределились по "географическому" принципу: в первый день играли российские музыканты, во второй - уроженцы Украины (днем) и зарубежные конкурсанты (вечером). Особенно интересным такое распределение показалось с точки зрения интерпретаций пьес Чайковского, обязательной программы I тура. Вероятно, мы настолько привыкли и к его музыке, и к тем настроениям, которые она передает, а пережитые композитором состояния свойственны всей нашей природе, что малейшие отклонения от этого почти генного пульса кажутся нам неорганичным? Каков бы ни был ответ на вопрос, но именно непривычный для нас взгляд на музыку Чайковского рождает еще более острое ощущение того, насколько органичен для нас этот композитор. Даже сложно сказать - любим ли мы его музыку. Как можно любить воздух, которым ты дышишь?
Казалось бы, простые для нашего понимания чувства не удалось передать несомненно интересной пианистке из США, 24-летней Саре Данешпур, выпускнице Кертисовского института музыки у Леона Флейшера. Обладательница великолепной техники, по-настоящему полетных пассажей, умеющая выпукло обрисовать каждую интонацию, пианистка органична и убедительна в немецком классико-романтическом репертуаре - Сонате Гайдна и Вариациях Шумана. Это женский лирический пианизм, очень тонкий: Сара любуется каждой фразой, ее музыка состоит из небольших частых динамических волн, рождая ощущение легкого колыхания в обрамлении "журчащих" пассажей. Чайковский и Прокофьев в этот "волновой" принцип не вписались, и, кажется, это вопрос дальнейшего репертуара пианистки.
Нам это сложно понять, но Чайковский может оказаться не по плечу - так произошло и с 20-летним корейским исполнителем Чжон-Хаи Паком, финалистом прошлогоднего Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе: он очень старался передать эмоциональный мир "Осенней песни" и "Думки" и, может быть, поэтому музыка наполнилась подлинным трагизмом (вместо легкой меланхолии, предполагаемой Чайковским). Воспитанник Дмитрия Алексеева в Королевской академии музыки Лондона, 25-летний китайский музыкант Цзянинь Кун, напротив, интерпретировал пьесы Петра Ильича ("Песню без слов" и "Юмореску") в легком гайдновском ключе, видимо, не успев переключиться после исполнения классической сонаты. В духе менуэта венских классиков прозвучала "Русская пляска" в исполнении студентки Московской консерватории, 21-летней уроженки Украины Динары Клинтон. Принять эту осторожную поступь с галантными приседаниями за Гайдна помешала только известная мелодия Чайковского, которая с детства на слуху у каждого.
Однако событие "по Чайковскому" случилось в самом начале дня - речь об исполнении Александра Романовского. Роскошной концертной пьесой, полной жизнеутверждения, света и юмора предстала "Думка", а "Подснежник" явился именно той "вечностью в чашечке цветка", о которой писал Блейк. Простой и совершенный звук, как и сам первоцвет - в нем было что-то привычное и одновременно вызывающее удивление и восхищение. В многогранную эмоциональную палитру музыкант неожиданно и удивительно оправдано добавляет едва уловимые меланхоличные ноты, словно память о недолгой жизни этого чуда - и цветка, и звучания короткой пьесы. 26-летний Александр Романовский, выпускник Дмитрия Алексеева в Королевском колледже музыки в Лондоне, - уже концертирующий пианист. Его ангажементами в этом возрасте может гордиться любой музыкант: в 11 лет Александр выступал с Владимиром Спиваковым и его "Виртуозами Москвы", затем последовали Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, Лондонский Королевский филармонический, "Барбикан-центр", "Звезды белых ночей", контракт с лейблом Decca… Имея столь солидное портфолио молодой музыкант сохранил радость удивления каждому звуку и умеет удивлять окружающих. Сегодня пианист только набирает обороты, и ему подвластны и миниатюры, где он способен найти глубокий смысл, и идеальная архитектоника гайдновских сонат, и блестящие концертные Вариации на тему Паганини Брамса.