Слушания продолжались три года, и вот Кемеровский областной суд приговорил к 16 годам колонии строгого режима Салихдзчана Шамазова, известного по кличке Шамаз, последнего кузбасского "вора в законе". Еще семь фигурантов дела из "бригады" Шамаза получили сроки от 7 до 14 лет, другие трое - от 7 до 7,5 лет условно, один освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. Осужденные своей вины не признали и подали кассационную жалобу, так что точка в многотомном деле еще не поставлена.
Криминальная биография будущего "крестного отца" началась в 1982 году, когда он в 18 лет получил первый срок за злостное хулиганство и нанесение побоев. Уже в 1990-м кузбасский "вор в законе" Олег Чернышев по кличке "Черный" назначил Шазоева "положенцем" в городе Березовском. 26-летний авторитет, не только серьезно увлекавшийся силовыми видами спорта, но и обладающий интеллектом и внутренней самодисциплиной, начал сколачивать команду из местных "качков" и боксеров.
Следующей ступенькой стало "посвящение" в "воры в законе". "Короновали" Шамаза в августе 1998-го по представлению небезызвестного Тристана Сичинавы, или Тристана Тбилисского. Опираясь на своих физически крепких помощников, Шамаз обложил данью владельцев торговых ларьков, а затем добрался и до крупных точек. Полученные путем рэкета деньги глава группировки вкладывал в легальные коммерческие структуры, которыми руководили его родственники и друзья. В итоге, под контролем криминальной "семьи" оказалась практически вся городская торговля.
- В поле зрения УБОП Шамазов попал еще в 1993 году, - пояснил представитель пресс-службы ГУВД по Кемеровской области Владимир Сергеев. - Однако подобраться к группировке вплотную долго не удавалось: "вор в законе" создал мощную структуру, которая была практически неуязвима. Собирая с предпринимателей дань, размеры которой Шамаз устанавливал лично, группировка параллельно "разбиралась по понятиям" с мелкими представителями криминала.
В лихие 1990-е главарь умело поддерживал имидж сурового, но справедливого борца с уличной преступностью и наркоманией. Авторитет, державшийся на страхе перед его личностью, был столь силен, что ни один житель города не шел на контакт с правоохранительными органами. Зато к "вору в законе" обращались за помощью.
- Бывало, если у личного знакомого Шамазова обворуют квартиру или машину угонят, можно не сомневаться: с вероятностью в 90 процентов все будет возвращено, - вспоминал один из бывших жителей Березовского.
Позже один из потерпевших отважился дать показания. Потом откликнулись предприниматели, бежавшие от криминальной "опеки" в другие регионы. Говорят, задержали кузбасского "Робин Гуда", когда он лично, в письменном виде, распорядился наказать обидчика дочери одной своей знакомой: парня, похожего на того, кто на улице сорвал с девушки золотые сережки, избили бейсбольными битами.
Шамаза взяли весной 2006 года в поезде с 21 тысячей долларов, предназначенных для общероссийского воровского "общака" (оперативники установили, что березовскому главарю подчинялись еще и два мощных преступных сообщества в Кемерове). Потом задержали и подельников Шамазова.
Сто томов уголовного дела, которое в 2008 году было передано в суд Главным следственным управлением при ГУВД по Кемеровской области, описывают деяния 14 фигурантов, двое из которых находятся в федеральном розыске. Каждый обвинялся не менее чем по двум статьям уголовного кодекса: организация преступного сообщества или участие в нем, вымогательство (доказано 17 эпизодов), легализация денежных средств или имущества, приобретенного преступным путем, а также разбой.