Можно по-разному относиться к Москве - любить ее, и не любить. Но не видеть того, как похорошела она за последние десятилетия, как, сохраняя историю, в то же время стала по настоящему современным городом, невозможно. Какими принципами руководствуются прежде всего в своей работе московские строители, рассказал "Российской газете" первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин.
Российская газета: Владимир Иосифович! В последнее десятилетие реализуется масса сложнейших проектов, осваивается подземное пространство, строятся небоскребы, восстанавливаются уникальные исторические объекты. Вряд ли бы это было возможным без современных технологий и современной техники?
Владимир Ресин: Конечно. Научно-технический прогресс в отрасли идет семимильными шагами. Благодаря этому строители могут воплотить в жизнь самые смелые задумки архитекторов и инженеров. Вспомним хотя бы такие объекты: комплекс "Охотный ряд", Лефортовские и Серебряноборческие транспортные тоннели, Живописный мост, Ледовый дворец на Ходынке, Дом Музыки на Красных Холмах, новые высотки по всему городу...
РГ: Сейчас вы курируете два, казалось бы, полностью противоположных объекта: Большой театр и Москва-Сити. Первый - символ московской старины, второй - воплощение последнего слова в градостроительстве. Что для вас самое важное в этих проектах?
Ресин: Оба технически очень сложные и к тому же оба - места массового скопления людей. Понимая это, мэр Москвы Сергей Собянин и правительство города не экономят на обеспечении в них безопасности. Финансирование построено так, что у нас, строителей, есть возможность применять самые современные материалы и технологии. Особенно это касается энергосбережения и безопасности, от которых зависят и экономичность, и удобство эксплуатации зданий.На этих площадках используется оборудование компаний, являющихся в этой сфере мировыми лидерами: "Сименс", "Бош" и других.
РГ: Расскажите, что использовано для повышения безопасности, например, в Большом театре?
Ресин: Большой театр, напомню, был построен в 1825 году. Поэтому в нем очень много дерева - несущие конструкции балконов, лож, уникальная акустическая дека главного зала... Мы обязаны были все это сохранить, хотя по современным нормам противопожарной безопасности делать несущие конструкции из дерева недопустимо. Пришлось предпринять беспрецедентные меры для защиты от огня, все тащательно обработать специальным огнезащитным составом. Там, где возможно, смонтировали дополнительные перегородки из негорючих материалов с высоким пределом огнестойкости. Проем в портальной стене на сцене главного зрительного зала к тому же защитили противопожарным занавесом.
При установке самых современных автоматических систем пожаротушения учитывались особенности каждого помещения. Особое внимание уделили подземной части театра. Ведь теперь под историческим зданием появилось огромное шестиэтажное пространство, где расположились камерный зрительный и репетиционный залы, гримерные, мастерские, склады... Там предусмотрены противопожарные перегородки, незадымляемые эвакуационные лестницы, автоматизированные системы пожарной сигнализации, управления и контроля противопожарной защитой, противодымная вентиляция, системы оповещения при эвакуации и видеонаблюдения. Правда, я от души надеюсь, что и наши, российские специалисты, и зарубежные партнеры, поработали так, что это уникальное высокотехнологичное оборудование никогда не потребуется.
РГ: Как удается такие инженерные системы встраивать в здание-памятник? Ведь их не должно быть заметно?
Ресин: В этом и состоит искусство реставрации - с одной стороны сохранить первозданный вид театра, его уникальную акустику, а с другой - обезопасить его с помощью современных методов. Специальная комиссия ЮНЕСКО, которая побывала в Москве, высоко оценила работу реставраторов в Большом. Эксперты заявили: реставрация проведена максимально бережно и осторожно, а инженерные системы установлены с высоким чувством ответственности и с учетом специфики памятника архитектуры.
РГ: Сдадите театр вовремя?
Ресин: Как и планировалось - 11 октября состоится торжественная церемония открытия. Большой театр - символ не только Москвы, но и всей России. Поэтому для строителей, - а их сейчас здесь трудится 3200, дело чести сдержать данное слово и сдать объект вовремя и без недоделок. Работа кипит круглые сутки. Контролирует ее лично президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Но главное, за ходом дел пристально следят миллионы жителей и гостей города.
РГ: Давайте из прошлых веков перенесемся в будущее. Московский международный деловой центр "Москва-Сити" - самый современный объект в российской столице. Наверное, требования по безопасности там еще выше?
Ресин: "Москва-Сити" - важная часть будущего московского международного финансового центра. Ожидаемые результаты от его создания в стократ превысят усилия на его создание. Это и мощный приток иностранных инвестиций в Москву, и увеличение количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, и рост заработной платы для москвичей, а значит, и повышение уровня их жизни. И в то же время - это объект повышенной опасности. Ведь здесь расположены два десятка небоскребов, сложнейшие подземные сооружения. А какое скопление людей! Около миллиона человек смогут работать в "Москва-Сити" после завершения его строительства.
Разумеется, все здания делового центра так же оборудованы современными средствами противопожарной безопасности. Контроль за территорией делового центра осуществляется по принципиально новой схеме. Она основана на уникальной технологии видеомониторинга и позволяет оперативно выявлять нештатные и чрезвычайные ситуации, включая террорристическую угрозу и принятие взвешенных решений по их ликвидации. Так же предусмотрен контроль грузов и посетителей, средства обнаружения опасных и взрывчатых веществ, охрана периметра территории. Информация с систем мониторинга собирается в едином протоколе, а в случае ЧП оперативно передается в МЧС, ФСБ, МВД.
РГ: Вы уверены в качестве строительства этих зданий? Ведь до начала строительства "Сити" у москвичей почти не было опыта сооружения небоскребов.
Ресин: Опыт - дело наживное. Сначала наши специалисты заимствовали его в США, где высотные здания строятся уже многие десятилетия. Подвергли все свои проекты самой серьезной экспертизе, в том числе и зарубежных специалистов. Теперь же я смело могу сказать: все объекты ММДЦ без исключения отвечают самым современным нормам безопасности зданий подобного класса.
РГ: Площадь "Москвы-Сити" около 60 гектаров. Для нормального функционирования такого комплекса потребуется техническая инфраструктура с собственными источниками электро- и теплоснабжения. Они там тоже на уровне?
Ресин: Для обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии в деловой центр принято решение построить по соседству ТЭЦ. Выбирая ее проект, мы уделяли важное значение экологичности новой электростанции и снижения уровня шума. Выбрали технологию комбинированного цикла, которая отличается низким уровнем инвестиционных расходов и более короткими сроками пуска в эксплуатацию по сравнению с обычными электростанциями. Первые энергоблоки уже запущены в эксплуатацию. После завершения строительства в 2020 году суммарная мощность новой ТЭЦ составит 226 МВт.
РГ: Сергей Собянин поставил задачу завершить строительство "Москвы-Сити" в кратчайшие сроки. Как руководитель штаба вы можете сказать, когда строители наконец уйдут с этой площадки?
Ресин: В 2015 году. Сейчас, как того и требует мэр, мы сосредоточили усилия на транспортном обеспечении Сити. На это выделены немалые средства, строятся дополнительные транспортные развязки и дороги, планируется подвести дополнительные ветки метро. Что касается самого делового центра, то введено в эксплуатацию свыше миллиона квадратных метров площадей, в том числе - так необходимые ему паркинги на 3700 машиномест. Я уверен, что "Москва-Сити" встанет в один ряд с самыми достойными деловыми центрами мира.