Александр Лубянцев: После прошлого конкурса жизнь изменилась, но это нельзя назвать настоящей карьерой

Окончание третьего дня прослушиваний первого тура у пианистов сулило нешуточную интригу - завершал день обладатель третьей премии прошлого, XIII конкурса имени Чайковского, петербуржец Александр Лубянцев.

Четыре года назад 20-летний исполнитель в финале уступил лишь своему земляку Мирославу Култышеву (первую премию тогда не присудили), а публике он запомнился как пианист исключительного дарования, чье владение звуком и умение проникать в самую суть исполняемой музыки вызывали сравнения с игрой таких мастеров как Рихтер и Плетнев. Первое выступление на нынешнем конкурсе подтвердило, что Александр Лубянцев - один из самых серьезных претендентов на победу. Сразу после того как слушатели, устроившие настоящую овацию, наконец отпустили артиста, пианист дал интервью "Российской газете".

Российская газета: Александр, зачем вы, обладатель бронзовой медали прошлого конкурса, вновь приехали сюда соревноваться?

Александр Лубянцев: Вопрос закономерный, но ответ на него на самом деле очень простой. В тот раз не было никакого менеджмента. Конечно, моя жизнь кардинально изменилась после XIII конкурса, обо мне узнали, я получил какие-то концерты. Но это при всем желании нельзя назвать настоящей карьерой. Я вижу, как складывается судьба многих молодых музыкантов - они постоянно ездят и зарабатывают на жизнь своей игрой. А у меня не получилось. Да, я выступаю, но я на это не живу. Поэтому я продолжаю участвовать в конкурсах. У меня были и не слишком удачные опыты, но тут в прошлый раз у меня все получилось. Я подумал, что могу попытать судьбу еще раз.

РГ: Зал вас встретил фактически уже как победителя - вас вызывали на сцену несколько раз…

Лубянцев: Это было очень приятно, хотя и неожиданно для меня. И игралось очень легко, на удивление свободно, хотя за несколько дней до конкурса я подхватил грипп. Перед выступлением у меня была температура, озноб бил. Я даже и волноваться-то как следует не мог.

РГ: Сравнивая конкурсные ощущения четырехлетней давности и сегодняшние чувствуете разницу?

Лубянцев: Этот конкурс вообще устроен по-другому - и состав жюри, и программы, много еще чего. Но что касается моих личных ощущений, то главное для меня то, что в этот раз я ощущаю невероятную поддержку - семьи, своего педагога. Вот сейчас и публика меня фантастически встретила. Все очень благополучно, поэтому никаких нервов нет абсолютно.

РГ: Конкурсанты сами выбирают рояль, на котором будут играть. Наиболее частый выбор - это, конечно, "Steinway". А вы, единственный из всех уже выступавших участников, решили играть на рояле итальянской компании "Fazioli". Чем был обусловлен такой нестандартный выбор?

Лубянцев: Я подошел к делу очень ответственно и хладнокровно. Одну и ту же пьесу я играл на всех пяти предлагаемых роялях, анализировал, сравнивал впечатления. А когда закончил, то понял, что абсолютно не могу для себя решить - какой из них звучит лучше. Везде были свои нюансы, но все инструменты звучали по-своему хорошо. Я выбрал в итоге "Fazioli" просто потому, что на роялях других фирм я довольно много играл раньше, а на этих - нет. Решил попробовать.