Выступая в Москве, всемирноизвестный гитарист-виртуоз Карлос Сантана воссоздал атмосферу легендарного "Вудсток" 1969

Один из лучших гитаристов мира лишний раз показал, что вдохновенно исполненная интерпретация может стать настоящим произведением искусства.

Сантана не был бы собой, если б не вспомнил о 69-м. По экрану на заднике сцены замелькали по-хипповски перехваченные ленточками лбы, сцена Вудстока и его закачавшееся в едином ритме море голов, и он сам, лохматый, 22-летний, из тех времен начал свою Soul Sacrifice под пулеметную дробь неизменных конгов. Самозабвенный перкуссионист Рауль подхватил 40-летней давности ритм своего коллеги, мексиканское сумасшествие с экрана перебросилось на сцену.

В Сантане, герое Вудстока-69, смешавшего тогда текилу электрогитарного соло с солью латиноамериканского карнавала и лимоном арт-рока и совершенно одурманившего этой ни на что не похожей смесью искушенную публику, к концу 90-х (несмотря на то, что альбомы выходили один за другим), уже перестали, видеть актуального музыканта. Но ровно до той поры, пока Сантана не взбил своей гитарой очередной огненный коктейль, создав альбом Supernatural: молодые поп-звезды, словно вспомнив, кто живет рядом, написали и исполнили под его чутким руководством свои песни и получилось это и в самом деле совершенно supernatural, сверхъестественно - его, нервные, острые соло так легли на современный саунд латиноамериканской музыки, что диск получил девять Grammy, включая "Лучший рок-альбом", "Лучшую запись года" и "Лучшую песню года".

Главной героиней стала некая Мария, песня о которой в 2000-м почти три месяца была номером один почти всех мировых чартов.

Да вот же она: глухие удары по барабану, испанский перебор в руках маэстро и - "Maria Maria /She reminds me of a west side story/ Growing up in Spanish Harlem…".Тягучий негритянский голос выводит тончайшую мелодию со словами о несчастной любви бедной девушки из испанского Гарлема, гитару поддерживает соло тромбона и в конце концов все тонет в осыпающихся звуках колокольчиков и мелкой дробью на конгах.

Они же начинают в качнувшем зал уже со второго такта Сorazon Espinado, один из современных гимнов Латинской Америки, пришедший в мир с того же Supernatural. В ударный инструмент уже превращается пианино, звонкие аккорды вместе с ударами барабанов неспешно, при поддержке трещоток, отбивают один такт сальсы от другого. Па-а - па-пара пара-пара - п-а-а-м - это уже дон Карлос подвешивает в воздухе ноту за нотой своего волнующего соло, вариации множатся одна за другой, в их череде вдруг возникает даже скрипичная тема из "Крестного отца", сальса переходит в реггей, воспаряет труба, и над всем этим неумолимый ритм - и гитара, ритм и гитара…

…Но маэстро было мало того, что эхо и ритмы сверхъестественного альбома звучит в наших ушах и помнятся нашими ногами до сих пор. В прошлом году он переиграл на свой лад классический рок - и создал "Гитарный рай" (Guitar Heaven), куда воспарили ударные хиты Deep Purple, Doors, Хендрикса, Led Zeppelin и им равных.

На крылья сцены, уходящие, глубоко в зал, выскочили двое темнокожих парней с микрофонами, по ушам ударил рев бас-гитары и начался почти что рэп, а именно … Back In Black, боевик AC/DC. Тут уж, казалось бы, куда присунуться романтической соло-гитаре - но на то Сантана и Сантана, чтобы любое сочетание звуков повернуть туда, куда он хочет; и здесь его гитара прошла как белый парусник сквозь шторм и творение Брайана Джонсона и К заиграло новыми тонами, не потеряв мощи. Равно как и  Sunshine Of Your Love, шестидесятнический рок от Cream - на альбоме Сантане помогает его аранжировать сам автор, Эрик Клэптон, но, как выяснилось, Тони Энтони,  гитарист группы дона Карлоса справляется с этой задачей не хуже.

Да, сегодня в группе, отправившейся с маэстро в тур "Guitar Heaven"- одни звезды. Клавишник Дэвид Мэттьюз играл в золотом составе Tower of Power, записал лучшие диски с королевой блюза Эттой Джеймс, уникальный тенор Тони Линдсея звучит на записях Эл Джерро и Стива Уинвуда. Руки перкуссиониста Рауля Рекова создают ритм песен Сантаны с 1976 года, а в перерывах между турами он играл в составах Ареты Франклин, Уитни Хьюстон и великого джазмена Херби Хэнкока.

Уж не знаю, как смотрелся в бэнде другого гиганта джаза, Майлза Дэвиса, басист Бенни Ритвелд, но то, что они сотворили в паре с севшей между Сorazon Espinado и Jingo за барабаны Синди Блэкмэн (нынешней супругой Сантаны), стало одним из поистине ударных моментов концерта: пальцы Бенни бегали по длиннющему грифу баса так, что на выходе получались едва ли не партии лидер-гитары, Синди мастерски меняла ритмы и акценты, не снижая темпа, переходила с томов на верхние барабаны,  виртуозно озвучивала тарелки… В конце ее не меньше чем 10-минутного соло маэстро-муж присел на приступочку рядом с установкой - то ли повнимательней послушать, то ли всем видом намекая - дай, мол, и мне поиграть.

Великий интерпретатор, конечно, не мог на концерте в поддержку альбома своих версий великих хитов, обойтись без того, с чего он начинал свое осмысление музыки других. Блюз Black Magic Woman, написанный 43 года назад Питером Грином для группы Fleetwood Mac, многие числят за Сантаной - настолько вдохновенно и авторски осмыслил он когда-то это немудрящее сочетание звуков. Наверное, не было в зале человека, не слышавшего этой песни - но в живом исполнении каждая сольная нота жалила тебя как оса…