В Москве выступила легендарная труппа Мерса Каннингема

В рамках Чеховского фестиваля состоялась уникальная акция - в первый и последний раз в Москве выступила легендарная Merce Cunningham Dance Company с программой из трех одноактных балетов.

Ее создатель Мерс Каннингем, умерший два года назад в возрасте 90 лет, стал таким же символом американского авангарда, как Джон Кейдж в музыке, или Энди Уорхол и Роберт Раушенберг в изобразительном искусстве. Как и Джон Кейдж он был убежден в том, что в искусстве не стоит полагаться на харизму исполнителей и дублировать литературу. Подобно Кейджу, он первым в хореографии стал использовать так называемый случайный метод, буквально с помощью жребия решая, какую из танцевальных форм и структур выбрать. Отвергая бессознательность вдохновения, которое часто диктует стереотипность решений, он заменил его "объективным", то есть допускавшим случай методом. 60 лет назад он создал свою удивительную танцевальную компанию, для которой писал музыку Джон Кейдж, а дизайнером и художником выступал Роберт Раушенберг.

К своим 90 годам Мерс Каннингем окончательно осознал неповторимость этого художественного явления, и потому сам придумал свое прощальное турне - "Турне наследия". В течение двух лет компания гастролировала по миру, чтобы, дав в декабре в Нью-Йорке прощальный вечер, исчезнуть с лица земли, как исчез ее создатель. Этот многогранный проект включает в себя двухлетнее Турне Наследия, которое дает зрителям уникальную возможность познакомиться с труппой, созданной лично Мерсом Каннингемом до того, как она будет распущена в конце 2011 года. В рамках Плана Наследия танцовщики, музыканты и другие сотрудники труппы смогут продолжить творческую деятельность, участвуя в создании так называемых цифровых "танцевальных капсул" на основе художественного видения Каннингема и в целях сохранения его неповторимого творческого стиля для грядущих поколений.

Апологет техногенности, Каннингем первый использовал видео в сценическом искусстве, и уже в самые последние годы впервые стал изучать новые виды и возможности движения с помощью компьютера. Третий спектакль, показанный в мемориальной программе прощального турне - 45-минутный Biped (1999) на музыку Гэвина Брайарса соединил реальные тела танцовщиков с их виртуальными движениями: на тюлевом занавесе мелькали дискретные образы, созданные с помощью знатоков цифровых технологий - Пола Кайзера и Шелли Эшкара - на основе новейшей компьютерной программы, фиксирующей не физические оболочки людей, но сами их движения. Эти странные компьютерные тени казались порой живее своих реальных прототипов - настолько спонтанным и волнующим был их полет.

В этом собственно, и заключался весь казус Каннингема: исследуя случайность, он превращал танец в механический балет сюрреалистов, а, используя компьютер, вновь возвращал человеческому жесту жизнь.

Странно было наблюдать три 20-минутные композиции одну за другой. Созданные в разные времена ("Тропический лес" - 1968, Bipid - 1999, Xover - 2007) они выглядят точно запоздалый привет Кандинскому и Хлебникову, Введенскому и Дада. И это при том, что их художественно-акустическая среда сформирована лидерами послевоенного американского авангарда: в "Тропическом лесу" плавают "Воздушные облака" Энди Уорхола - подушки, накачанные воздухом и подвешенные к колосникам; в Xоver восхитительная "Ария" Джона Кейджа с ее всхлипами и лепетанием в исполнении Авроры Джозефсон соседствует с поп-артом Роберта Раушенберга.