В суде Южного округа Манхэттена, где 11 октября этого года начнется разбирательство по делу экстрадированного из Таиланда в США бизнесмена Виктора Бута, представители защиты россиянина в очередной раз попытались оспорить саму законность суда над гражданином РФ в Америке и юрисдикцию представителей американских правоохранительных органов в этом деле.
В поданном адвокатами Бута еще в апреле ходатайстве говорится о том, что все пункты обвинений в адрес российского предпринимателя, арестованного в Таиланде спецслужбами США 6 марта 2008 года, незаконны, поскольку "экстерриториальная юрисдикция сфабрикована правительственными структурами и нарушает пятую поправку конституции США", а сам обвиняемый неподсуден властям США.
Виктор Бут, который содержится в тюрьме Metropolitan Correctional Center, отвергает все обвинения в свой адрес и ранее в интервью "РГ" назвал все попытки повесить на него ярлык "оружейного барона" или "торговца смертью" "мифом, который живет сам по себе и не имеет к моей реальной жизни ни малейшего отношения".
Прекращение уголовного дела N 08-CR-365 "США против Бута" по формальным юридическим основаниям стало ключевым элементом тактики защиты россиянина. Как рассказали "РГ" эксперты, близко знакомые с ходом разбирательства, в случае если дело все-таки дойдет до суда, присяжные заседатели, которых прокуратура "закошмарит" доводами о желании "торговца смертью" Бута поставлять оружие для убийства американских граждан, "полностью закроются для всех контраргументов защиты, и убедить их в невиновности россиянина будет чрезвычайно трудно".
Напомним, "букет обвинений", предъявленных Виктору Буту американской прокуратурой, действительно впечатляет: преступный заговор с целью убийства граждан США, преступный заговор с целью убийства должностных лиц, находящихся на государственной службе, преступный заговор в приобретении и продаже ракет противовоздушной обороны и заговор в поставках вооружения террористическим группам. За все эти "грехи", в случае если вина россиянина будет доказана, ему грозит от 25 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
Доказательствами вины россиянина служат материалы, собранные Агентством по борьбе с наркотиками США, сотрудники которого "вели" Бута в течение нескольких лет. Главными уликами являются электронная переписка россиянина с подставными представителями революционных сил Колумбии - FARC, а также беседа Бута на испанском языке с мнимыми "революционерами", прошедшая в 2008 году в Бангкоке, в ходе которой обвиняемый согласился за 12 миллионов долларов продать 5 тысяч автоматов, а также множество боеприпасов: мин, гранат и зенитных ракет и другого оружия.
В отличие от прецедентной системы права, существующей в большинстве стран мира, в Америке, для того чтобы нарушить закон, не нужно совершать преступление, а достаточно лишь высказать намерение это сделать. Все, что нужно в такой ситуации правоохранителям, это задокументировать преступный умысел. Факт "заговора" сам по себе предполагает суровое наказание.
В итоге по ходу рассмотрения ходатайства адвокатов россиянина федеральная судья Шира Шейндлин припомнила защитникам Виктора Бута, что по американским законам "заговор с целью совершения преступления" является таким же нарушением закона, как и само преступление", и, назвав аргументы и защиты, и обвинения достаточно серьезными, заявила, что окончательный вердикт по этому делу вынесет жюри присяжных.
Адвокат Виктора Бута выходец из СССР Альбер Даян в беседе с "РГ" пояснил, что никаких доказательств того, что у россиянина были преступные намерения в отношении США, у американских властей до провокации в Таиланде не было, а настоящие мотивы этого дела лежат в области политики. "Если прокуратура в этом деле добьется своего, то это станет прецедентом, и США смогут "убрать" таким образом любого человека по политическим причинам, которого сочтут нужным", - заявил Даян "Российской газете".
Другим аспектом этого дела защитник россиянина считает то, что, добиваясь осуждения Бута, американская прокуратура косвенно заставляет всех жить по американским законам, поскольку FARC в отличие от США не признана террористической организацией, к примеру, в России и ряде других стран.
"В деле Виктора Бута не обсуждается обнаружение состава преступления, а затем поиска человека, который его совершил. Это вопрос выбора человека, а затем поиск состава преступления в законодательстве и привлечение к работе следователей с целью создать и повесить ряд нарушений на этого человека", - пояснил "РГ" адвокат российского бизнесмена, который, по его словам, за 15 лет своей практики провел более 70 судов присяжных, 90 процентов из которых выиграл.