В подземке это объясняют... заботой об инвалидах: эскалаторы не приспособлены для колясок, а значит, велик шанс травмироваться.
21-летняя Евгения Гурова с детства передвигается на инвалидной коляске. Она живет в Всеволожске, а учится в Северо-Западном институте печати. Сейчас, в дни сессии, девушке каждый день приходится добираться из своего городка в Ленобласти в центр Петербурга. Вначале на электричке до Витебского вокзала, потом на метро - от "Пушкинской" до "Площади Ленина".
И вот, когда Евгения сдала очередной зачет и собиралась ехать домой, она столкнулась с неожиданным: сотрудники метро не пустили ее через турникеты, ссылаясь на какое-то внутреннее распоряжение, согласно которому инвалидам-колясочникам вход в подземку запрещен. Теперь Евгения от электрички до института добирается в коляске.
- Для меня метро - самый доступный способ передвижения, так как автобусы и трамваи с низкой платформой ходят далеко не везде, - говорит Евгения. - Мотивация "метро не приспособлено" - как минимум странная. Ведь я-то нашла возможность к нему приспособиться. И, кстати, всегда с сопровождающим, который страхует коляску на эскалаторе.
- Петербургское метро приспособлено для инвалидов-колясочников на пять процентов. Впрочем, такая же ситуация во всех российских подземках, - комментирует председатель Приморского местного отделения Всероссийского общества инвалидов Галина Шаталова. - Проблемы начинаются еще с подъезда к станции - большинство из них не оборудовано пандусами. А спуститься или подняться по эскалатору на коляске невозможно без сопровождающего. Поэтому инвалидам нередко отказывают в доступе в метро, если они одни. И это, на мой взгляд, оправданно. Ведь если коляска покатится по эскалатору, она покалечит всех, кто на нем стоит.
В Петербургском метрополитене уточняют: с сопровождающим или без него - для инвалидов-колясочников вход в метро закрыт. В качестве аргумента здесь приводят цитаты из письма завода-изготовителя эскалаторов: "Эскалатор - это движущаяся лента, огражденная балюстрадой. Пассажиры едут, стоя на ступенях, перепад высоты у которых меняется при движении. Безопасное передвижение на колясках невозможно".
- На основании этого документа от завода-изготовителя мы не можем допустить спуск на колясках по эскалаторам. Это небезопасно и для самих инвалидов, и для окружающих, - говорит пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель. - И норма эта действует уже давно. Просто некоторые сотрудники закрывали на нее глаза. А недавно для работников метрополитена был проведен очередной инструктаж о соблюдении правил безопасности.
В том, что правила соблюдаются, мы убедились, попробовав войти с Евгенией на одну из центральных станций Петербургского метро - "Технологический институт". Дорогу преграждает сотрудник метрополитена. Он не груб, но непреклонен: с инвалидными колясками вход запрещен. Сам он ничего против Евгении не имеет, но есть внутреннее распоряжение, и если он его нарушит, то лишится премии, а то и вовсе потеряет работу. Правда, показать документ с пресловутым распоряжением мужчина оказывается.
- Что дальше? - спрашивает Евгения. - Запретят выходить на улицу, потому что тротуары не оборудованы для колясок? Или объявят Петербург городом, не приспособленным для инвалидов? Происходящее - вопиющая несправедливость и откровенное нарушение статьи о свободе передвижения Конституции РФ.
Кстати
В Санкт-Петербурге есть только одна станция метро, оборудованная лифтом для инвалидных колясок - "Парнас". А поскольку второго такого лифта ни на одной станции нет, то все, что могут инвалиды-колясочники, - это спуститься на "Парнасе", покататься в метро, не поднимаясь на поверхность, и вернуться обратно.