Последний день первого тура пианистического Конкурса Чайковского, как и день до него, прошел под знаком диминуэндо. Казалось бы, все участники - стабильные молодые музыканты, с хорошим образованием и концертным опытом, однако "открытия" нынешнего смотра остались позади. А русская фортепианная школа, как выяснилось, имеет не только сильных, но и слабых исполнителей.
Впрочем, открытие первого тура финального марафона было многообещающим. 29-летний японец Синусуке Инугаи не напрасно был удостоен чести выступать перед императором. Сейчас он стал если не самым сильным, то одним из сильнейших зарубежных участников. Как минимум - с лучшей "Апассионатой". Может, слегка строгой и сумрачной, но совершенно осмысленной, наполненной драматичным "романтическим надломом", взволнованной и волнующей. Тембр фортепиано чудесным образом превратился в хаммерклавир, но достаточно мощный, чтобы воплотить все страсти. У музыканта сочные красивые басы и такие же "на грудном регистре" верха. Отличительная особенность игры Синусуке Инугаи: четкая дифференцированность на всех уровнях - голосоведения, архитектоники, сонорных звучаний, - при сохранении линии целого. Именно это качество сделало незабываемым "Взгляд духа радости" Мессиана. В этот раз конкурсанты неохотно обращаются к музыке ХХ в., а если и обращаются, то не всегда удачно. Лицо ангела, глаза мудреца и стальной хребет - Синусуке Инугаи прекрасно знает, что его талант требует общения и, несомненно, обрел в этот день симпатии публики.
21-летний швейцарец Франсуа Ксавье Пуаза, выпускник Гамбургской высшей школы музыки у Евгения Королева, представил кристально-чистую классичную, почти стерильную До-мажорную Сонату Моцарта - осторожно и несколько по-детски. В общем-то последовавшие затем пьесы Чайковского исполнены тоже сверхаккуратно. Изначально были заявлены "летние" "Июнь" и "Август" из "Времен года", но прозвучал "Октябрь", а затем "Думка" - обе крайне печально. Лауреат 15-ти конкурсов, выпускник Московской консерватории Павел Колесников, технично и скучно отыграв обязательного Чайковского и Сонату, переключился на явно предпочитаемого им Листа, не без эффекта пошумев тремя "трансцендентными этюдами" и Венгерской рапсодией. 26-летний Борис Гильтбург из Израиля уже успел дать концерты с Израильским филармоническим оркестром и отыграть на BBC Proms. В конкурсном прослушивании он продолжил линию "блестящего пианизма", впрочем, не всегда осмысленного и достаточно неровного. 29-летняя тайваньская пианистка Чиньюнь Ху с внушительным списком вузов (Кливленд, Джульярд, Высшая школа в Ганновере), конкурсов (II премия Конкурса Рубинштейна в Тель-Авиве), залов ("Уигмор-холл", "Кеннеди-центр") - довольно крепка, технична и малоэмоциональна. Завершил конкурсную программу I тура 28-летний Алексей Чернов, освоивший все ступени Московской консерватории (ЦМШ, МГК, аспирантура), в этом году выпускник Королевской академии музыки. Заметим, что в ряды участников он влился за считанные дни до Конкурса: имя Алексея Чернова значилось в "списке ожидания" (те, кто не прошел отборочный тур, но готов стать заменой основным конкурсантам). Российский пианист занял место вышедшего неожиданно из игры Эндрю Тайсона. Российский пианист не удивил ничем - ни техникой, ни музыкой.
В конце дня появился вопрос из области эстетики: какую крайность выбрать - пресное или утрированное исполнение. Первое как вода - необходимо для жизни. Второе - создано для развлечений, к примеру, для озвучивания немого кино. И то, и другое в больших количествах быстро надоедает.