Новости

20.06.2011 09:42
Рубрика: Культура

Надо сотворить музыку

На Конкурсе Чайковского начинается второй тур

Во второй тур фортепианной номинации Конкурса Чайковского прошел двадцатилетний россиянин Даниил Трифонов, которого, несмотря на его молодой возраст, смело можно назвать "ветераном конкурсного движения".

В различных музыкальных соревнованиях он начал участвовать в раннем детстве, и только в этом сезоне список его регалий пополнили бронза на конкурсе имени Шопена и - всего месяц назад - убедительная победа на конкурсе имени Артура Рубинштейна. Неудивительно, что его появления на конкурсе Чайковского многие слушатели ждали с нетерпением. Сразу же после своего выступления, пианист ответил на вопросы "Российской газеты".

Российская газета: Даниил, вы, наверное, очень азартный человек - столько конкурсов практически подряд…

Даниил Трифонов: Что касается моего ближайшего будущего, то я не планирую больше никаких конкурсов. Во всяком случае, после Чайковского я надеюсь не участвовать в них очень долгое время. Просто так получилось, что действительно великие и очень престижные состязания, известные всему миру, пришлись на небольшой промежуток времени. А мне хотелось участвовать во всех трех.

РГ: Успели отдохнуть после конкурса Рубинштейна?

Трифонов: Было сложно. Ведь после самого конкурса были еще двухнедельные гастроли по Израилю, почти каждый день концерты. Нужны были силы для того, чтобы это выдержать, но потом я получил дней пять на восстановление. Здесь ведь дело не в физическом отдыхе, а в эмоциональном состоянии. И я надеюсь, что с этим все в порядке. Играя программу первого тура, я выкладывался в каждом произведении, насколько это было возможно.

РГ: Что, на ваш взгляд, отличает конкурс Чайковского от других?

Трифонов: Здесь ты не просто играешь в прекрасном зале для замечательных слушателей. При помощи трансляций тебя слышит огромная интернет-аудитория. Порой этому не придают значения, а ведь в наше время пользователи сети интернет - очень важная часть публики. Фактически получается, что ты даешь концерт для всего мира классической музыки. Ну и особые чувства испытываешь, когда знаешь, что в зале сидят такие выдающиеся музыканты как Евгений Королев, Владимир Овчинников, Нельсон Фрейре.

РГ: Вы говорите о членах жюри так, будто они - такие же слушатели, как и все остальные.

Трифонов: Для меня это так. Ни в коем случае нельзя относиться к жюри как к экзаменационной комиссии. Играть нужно для публики, зная, что судьи - ее часть.

РГ: Программа, которую Вы представили на первом туре, практически полностью повторяла ваш майский концерт в зале Чайковского в рамках Пасхального фестиваля…

Трифонов: Тогда я как раз только выучил ее к двум конкурсам, и это была одна из первых возможностей обыграть ее на сцене. Честно скажу, в том, что касается конкурсных программ, поработать пришлось очень серьезно, выучить много новых для меня произведений. Этой весной я выучил концерты Моцарта и Чайковского, этюды Шопена. Представляете, какой это объем?

РГ: На конкурсах вам интересно, кто ваши соперники?

Трифонов: Слушать других исполнителей во время конкурса не рекомендуется - дабы не поддаться чужому влиянию. Но я считаю, что оценить акустические свойства зала очень даже полезно. Поэтому я слушал здесь нескольких конкурсантов из разных уголков зала, но только для того, чтобы оценить звучание рояля и понять акустику.

РГ: Неужели при этом не было любопытно, насколько сильны другие конкурсанты?

Трифонов: Если это начинает интересовать, то это уже опасно. Тут речь уже не об искусстве, а о чем-то другом. Во время конкурса необходимо просто сконцентрироваться  - не на себе, а на той музыке, которую ты играешь, - и постараться оживить ее на сцене. Все мы много готовимся и занимаемся. Но нельзя выходить на конкурс с готовым продуктом, словно на выставку своих достижений. Музыку нужно заново сотворить здесь, в зале, только тогда это оценит и публика, и жюри.

Культура Музыка Конкурс имени П.И. Чайковского-2011
Добавьте RG.RU 
в избранные источники