В жюри скрипачей XIV Международного конкурса им. Чайковского принимает участие американский композитор Джон Корильяно. Его 6-минутная пьеса "Stomp" входит в обязательную программу II тура.
Почетный профессор музыки Нью-Йоркского университета, член Американской Академии и Института искусств и литературы, обладатель Оскара за музыку к фильму "Красная скрипка" написал очень непростой этюд для скрипки соло, чтобы проверить молодых музыкантов на творческую состоятельность.
Российская газета: Как ваше произведение оказалось на конкурсе Чайковского в качестве обязательного?
Джон Корильяно: С просьбой написать конкурсную пьесу ко мне обратился Ричард Родзинский, генеральный директор конкурса Чайковского. Впервые он сделал мне подобный заказ, когда был в составе дирекции конкурса Вана Клиберна - тогда я сочинил пьесу, разумеется, для фортепиано. И тогда, и сейчас моей целью было проверить понимание музыки и творческий потенциал музыканта. В первой части пьесы текст был выписан подробно, а в средней части в определенных местах указывались знаки повторения в партитуре, и предполагалось, что сам музыкант должен был принять решение, сколько раз повторить фразу, чтобы максимально выразить то, что записано в нотах, то есть музыку. После сотрудничества на конкурсе Ван Клиберна я согласился повторить этот опыт на конкурсе Чайковского.
РГ: Что ждет молодых скрипачей в вашей пьесе Stomp?
Корильяно: Сочиняя пьесу для скрипачей, я постарался вложить в нее то, чего нет ни в одном другом произведении. Пьесы, которые исполняются на конкурсах, выявляют технику исполнения, виртуозность. Моей целью на сей раз было проверить то, как музыканты смогут приспособиться к совершенно особому способу игры, а также их способность к воображению, фантазии, чувство ритма и даже хореографический талант. В Америке существует так называемая "фиддл-музыка" - стиль, близкий к фольклору, а по исполнительской манере чем-то напоминающий джаз. Скрипку для исполнения этой музыки зачастую настраивают по-другому, а именно две внешних струны: нижнюю гораздо ниже, чем обычно, верхнюю чуть ниже. Поэтому это сочинение должно звучать строем ниже, чем принято на скрипке - ближе к диапазону альта. Вдобавок к этому во время исполнения фиддл-музыки принято ногой отбивать такт, недаром название пьесы и означает "топот", "топтание". Задача конкурсанта - найти правильную манеру, "попасть" в верную технику. Это выполнимо, хотя и довольно сложно - для этого требуется отличный слух и высокое мастерство. Вторая по значимости задача - воспроизвести стиль фиддл, стиль блюграс, cочетающие джазовые элементы, где в манере игры более скользящие переходы от ноты к ноте. Для этого музыканту придется отбивать ногой ритм. Это довольно жизнерадостное произведение с быстрой первой частью, медленной серединой и подвижным финалом.
РГ: Вы встречались с конкурсантами для того, чтобы объяснить, сколько всего вы от них ждете в исполнении вашей коварной пьесы?
Корильяно: Нет, все указания - в партитуре. К тому же членам жюри запрещено общаться с конкурсантами и что-либо обсуждать. Я снабдил партитуру пояснениями, где в письменной форме изложил подробно, какая там скордатура (изменение обычной настройки скрипки), что такое стиль фиддл-музыки, дав ссылку на веб-сайт, где можно увидеть и услышать выступления музыкантов в этом стиле, а также дал понять, что они должны проявить в определенной мере и хореографический талант во время выступления. Эта пьеса покажет, насколько конкурсанты самостоятельны в разборе нового сочинения и насколько зависят от педагога, потому что здесь педагог не поможет - только собственный творческий потенциал, собственный взгляд.
РГ: Эта пьеса предполагает импровизацию?
Корильяно: Нет, все ноты в ней точно прописаны, все будут играть одну и ту же пьесу - отличаться будут только манеры исполнения. Мне кажется, что на этом конкурсе будут случаи как очень хорошего, так и очень плохого исполнения.
РГ: Вы играете на скрипке?
Корильяно: Нет. В жюри скрипачей кроме меня есть еще Мартин Энгстрём, который не играет на скрипке. Зато мой отец был скрипачом, концертмейстером в Нью-Йоркском филармоническом оркестре на протяжении двадцати шести лет. Я слышал все, что разучивал отец, ходил на концерты, поэтому не будет преувеличением сказать, что скрипка - часть моей души. Кстати, 22 июня в Петербурге пройдет концерт из моей музыки, где будут исполнены Концерт для скрипки и Вторая симфония, которыми продирижирует Владимир Ланде. Темы из моего Концерта для скрипки были использованы в художественном фильме "Красная скрипка" Франсуа Жирара, которые записал Джошуа Белл. В этом историческом детективе с элементами мистики рассказывается о путешествии во времени и пространстве легендарной скрипки, созданной в Кремоне в XVII веке.
РГ: По какому критерию вы, не скрипач, собираетесь судить музыкантов?
Корильяно: Я хочу услышать искру, магнетизм, магию. Мне хочется с самой первой ноты почувствовать, что происходит что-то необычное, что на наших глазах рождается чудо.