20.06.2011 23:30
    Поделиться

    В творческих вузах вместо аспирантуры будет ассистентура

    Сегодня в "РГ" публикуются документы, которые касаются творческого образования.

    По новым законам школы искусств получат статус учреждения, предлагающего программы дополнительного предпрофессионального образования, а ассистентура-стажировка приравнивается к послевузовскому образованию.

    Сегодня в России работает около шести тысяч детских школ искусств. За последние пять лет 200 закрылись из-за недофинансирования и отсутствия кадров. Есть потребность в таких школах даже в относительно благополучной Москве.

    Самая тревожная ситуация - с музыкальными инструментами. И чаще всего директора школ где-нибудь в глубинке просят у различных гостей и комиссий: "Купите баян!". Почти все инструменты - тридцатилетней давности и нуждаются в замене или ремонте, на что нет денег.

    По словам Ленара Володина, директора детской музыкальной школы им. Калинникова, большинство музыкальных инструментов изношено на 100 процентов, а простейшие китайские дудочки для занятий с начинающими стоят 200-300 рублей, баян "Юпитер" - 450 тысяч.

    Прежде система финансирования школ искусств действовала так, что регионы не имели права помочь им, даже если имели свободные средства. Теперь закон дает эту возможность. Причем регионы могут помочь деньгами из своих бюджетов не только муниципальным, но и негосударственным образовательным учреждениям и дошкольным, которые предлагают программы дополнительного образования.

    Если раньше школы искусств практически приравнивались к кружку или секции, где мог заниматься любой, то сейчас их право отбирать одаренных учеников и предъявлять к ним единые требования закреплено законом. Программы, требования к их освоению, условия для обучения разработает минкультуры.

    Все выпускники школ искусств будут держать экзамен, требования к которому тоже станут одинаковыми для всех учебных заведений в зависимости от профиля. А после окончания будет выдаваться документ единого образца, установленного минкультуры.

    Второй закон приравнивает асисстентуру-стажировку к ступени послевузовского образования. Писать диссертации стажеров не заставят. Они должны будут представить работу своего профиля - концерт, постановку балета. В остальном их полностью приравняют к аспирантам, сохранив льготы и социальные гарантии. Минкультуры готово разработать требования к образовательным программам для ассистентуры-стажировки. В одном из проектов документов, которые появятся вслед за законом, говорится: "Если ассистент-стажер успешно прошел послевузовское обучение и сдал итоговый экзамен, то станет "Мастером исполнительского искусства, преподавателем высшей школы".

    комментарий

    Григорий Ивлиев, председатель Комитета Госдумы по культуре :

    - Вводится понятие дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства. Причем требования к структуре, минимуму содержания, условиям реализации таких программ для всех детских школ искусств страны будет определять Министерство культуры РФ.

    Новым законом закрепляется понятие ассистентуры-стажировки. В отличие от аспирантуры, предполагающей написание научной работы, ассистентура-стажировка предполагает особую организацию учебного процесса, особые формы творческих занятий и аттестационных работ, например, концерты, постановки.

    Подготовка специалистов высшей квалификации творческого мастерства и одновременно педагогических работников в вузах искусств специфична. Совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством на высочайшем профессиональном уровне.

    Cправка "РГ"

    В России открыто 5 402 детских школы искусств, где обучаются 1 408 611 человек.

    Кроме того, минкультуры подчиняется 245 учреждений среднего профессионального образования и 57 - высшего.

    Поделиться