Налоговые консультации: Может ли налогоплательщик вернуть переплаченную сумму земельного налога?

На вопросы читателей "РБГ" отвечают заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская и член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Александр Медведев.

- Имеет ли право организация, являющаяся одновременно заказчиком-застройщиком и инвестором, предъявлять НДС к налоговому вычету на основании выставляемых подрядной организацией ежемесячно актов и справок форм КС-2 и КС-2 по капитальному строительству, если договором строительного подряда не предусмотрены этапы строительства и переход права собственности?

- В главе 21 НК РФ для налоговых вычетов НДС установлены три условия:

- приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- имеются в наличии счета-фактуры (ст. 169 НК РФ).

Таким образом, выполненные подрядчиком работы принимаются заказчиком-застройщиком, являющимся одновременно и инвестором, на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", что дает право на налоговые вычеты.

Однако, по мнению налоговых органов, налогоплательщик не вправе принимать к вычету НДС по работам, принятым на учет на основании ежемесячных актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, а вправе это сделать только после принятия заказчиком результата выполненных работ в полном объеме согласно договорам.

Но арбитражная практика поддерживает позицию налогоплательщиков.

Ярким примером является постановление ФАС Московского округа от 07.04.2011 г. N КА-А40/2227-11 по делу N А40-60156/10-35-331.

В частности, суд подтвердил правомерность принятия к учету работ по капитальному строительству на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Довод налогового органа о том, что подписание актов выполненных работ (ф. КС-2) не означает приемки работ заказчиком, а принимается как "расшифровка объемов выполненных подрядчиком работ с целью определить стоимость, по которой будут производиться предварительные расчеты с подрядчиками" несостоятельным, противоречащим действующему законодательству.

Во исполнение Закона "О бухгалтерском учете", Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. N 100 утверждена унифицированная форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", подлежащая применению для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Таким образом, правилами бухгалтерского учета установлена обязанность отражать в учете все имевшие место хозяйственные операции, при этом для оформления приемки выполненных работ установлена унифицированная форма КС-2.

Также суд признал необоснованной ссылку налогового органа на п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, которым разъяснено, что подписание промежуточных актов приемки работ не означает перехода к заказчику риска гибели объекта. Так, указанное положение Информационного письма лишь разъясняет порядок урегулирования гражданско-правовых споров, возникающих между сторонами договора строительного подряда. Правилами бухгалтерского учета отражение выполненных подрядчиком работ на счете 08 не ставится в зависимость от перехода рисков гибели объектов от подрядчика к заказчику. Отсутствие перехода риска к заказчику при подписании актов КС-2 не препятствует принятию заказчиком выполненных работ к бухгалтерскому и вычету НДС у заказчика, принявшего работы у подрядчика по акту формы КС-2.

Иными словами, организация, являющаяся одновременно заказчиком-застройщиком и инвестором, вправе принимать НДС к вычету по работам, выполненным подрядчиком, при соблюдении общих условий ст. 171 и 172 НК РФ, не дожидаясь готовности объекта в целом.

- При регистрации филиала на обособленном балансе возникает ли необходимость сдавать дополнительные отчеты в ИФНС по месту регистрации филиала в отличие от филиала не на обособленном балансе, как то: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д., или перечень сдаваемой отчет ности в двух случаях одинаковый?

- В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ филиал, имеющий обособленный баланс, равно как и не имеющий такового, признаются для целей налогообложения обособленным подразделением организации.

Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Порядок предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы регулируется подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом в данной норме установлено, что бухгалтерская отчетность представляется по месту нахождения организации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом 21.11 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Налоговый кодекс РФ не содержит специального понятия "место нахождения организации" (в отличие от понятия "место нахождения обособленного подразделения"). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации - местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Не содержит специальных норм, регулирующих представление бухгалтерской отчетности по месту нахождения филиалов или иных обособленных подразделений, и Закон "О бухгалтерском учете".

Таким образом, ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не обязывает организации, имеющие обособленные подразделения, представлять бухгалтерскую отчетность по месту их нахождения.

Однако по вопросу представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений имеются две точки зрения.

По мнению Минфина России, организация не должна представлять бухгалтерскую отчетность по месту нахождения обособленного подразделения организации. Она представляется только по месту нахождения головной организации. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 18.08.2009 N 03-03-06/1/527. Однако налогоплательщик вправе представить бухгалтерскую отчетность по месту нахождения обособленного подразделения.

Противоположную позицию занимают налоговые органы. Например, в письме УФНС по г. Москве от 14.07.2008 N 18-11/066220@ указывается на необходимость представления в налоговые органы налогоплательщиками-организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, бухгалтерской отчетности по каждому месту постановки на учет, т.е. по местам постановки на учет каждого обособленного подразделения.

Если организация примет решение о представлении отчетности в налоговые органы по месту нахождения каждого филиала (на отдельном балансе и без такового), то объем отчетности должен быть идентичен объему, сдаваемому по месту нахождения головной организации.

www.palata-nk.ru

кстати

Невозможно пройти мимо письма Минфина России от 10.03.11 N 03-05-04-02/20. Приведенная в этом письме информация является достаточно важной, чтобы о ней знать налогоплательщикам земельного налога.

Итак. Органы власти отменили результаты государственной кадастровой оценки земли за прошлые периоды и утвердили новые результаты. (Предположим, что были выявлены грубые нарушения при проведении прошлой оценки.) Новая оценка оказалась меньше старой, и получается, что налогоплательщик переплатил земельный налог. Может ли он вернуть переплаченную сумму?

Вполне!

Согласно Определению КС РФ от 03.02.10 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 390 и 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков прямо влияют на сумму земельного налога. Поэтому такие акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том же порядке, какой определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом положения, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным ст. 5 НК РФ для актов законодательства о налогах и сборах.

Поэтому если новая кадастровая стоимость, введенная в отношении уже прошедших налоговых периодов, позволяет налогоплательщику пересчитать и уменьшить сумму ранее исчисленного земельного налога, он должен воспользоваться этим.

Подготовил Александр Анищенко, эксперт аналитического департамента Палаты налоговых консультантов