Таможенному союзу необходимы инвестиции и импорт технологического оборудования

Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана пока развивается удачно. Но, чтобы не остаться "кооперативом технологически отсталых государств", альянсу необходимы инвестиции, импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создание современных производств.

Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе ТС установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно.

Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования следует уплатить и НДС. Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран - участниц ТС. В России базовая ставка НДС - 18%, в Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12%.

Правда, НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе впоследствии может быть предъявлен импортером к вычету. Однако изначально все равно требует длительного отвлечения оборотных средств.

В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет постановление правительства РФ от 30.04.2009 г. N 372, коим утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию. У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это освобождение от налога. Но в отличие от России в Казахстане товары, освобожденные от НДС, импортеры имеют право использовать только для собственных нужд. В законодательстве Беларуси нет подобных положений, однако издан декрет президента от 13.06.2001 N 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по нулевой ставке пошлины.

При ввозе технологического оборудования инвестор должен обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной пошлины. В ТС эти льготы предоставляются на основании соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.

Но определение порядка предоставления такой льготы - уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться ей из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами. Ранее возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей регламентировалась максимально забюрократизированным документом ФТС России для служебного пользования и растягивалась на срок до года. Сейчас контроль правильности предоставления льгот отнесен на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в НК РФ и принятия постановления N 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставный капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно обнулена, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует.

Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе ТС появилась такая новелла: если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставный капитал, были бессрочными, то теперь обязанность по уплате платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок. В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе оборудования в уставный капитал. Она может применяться только при условии ведения производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек. Ограничения по распоряжению и пользованию такими товарами действуют в течение 3 лет с момента таможенного оформления.

В Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего ТС. Пунктом 7.1.11 решения КТС N 130 предусматривается освобождение от ввозной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запчастей, а также материалов, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства - участника ТС.

Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.