Со дна Атлантического океана археологам из Северной Каролины удалось поднять якорь с легендарного пиратского судна "Месть Королевы Анны", который провел под водой почти 300 лет.
Об уникальной находке, а также хозяине судна, знаменитом пирате Черная Борода "РГ" рассказал глава экспедиции доктор Марк Уайлд-Рамсинг.
РГ: Доктор Уайлд-Рамсинг, ваша команда нашла и доставила на сушу уникальный предмет - якорь легендарного судна "Месть Королевы Анны". Как вам удалось достать его на поверхность?
Марк Уайлд-Рамсинг: Эта "операция" длилась несколько дней. Главная сложность заключалась в том, что якорь весил почти тонну. Сначала пришлось немного его сместить, чтобы он не повредил остальные артефакты на дне. Дайверы прицепили к якорю пластиковые сумки, которые передвинули его в сторону. На следующий день к месту, где находился якорь, прибыл крупный корабль. С помощью все тех же пластиковых сумок артефакт подняли к поверхности. И подъемный кран перенес его на борт корабля. Теперь якорь находится в лаборатории в специальном резервуаре с водой, чтобы уберечь его от высыхания и разрушения. В ближайшее время его предстоит очистить, удалить разъедающие хлориды и стабилизировать металл.
РГ: Как возникла идея заняться исследованием корабля "Месть Королевы Анны"?
Уайлд-Рамсинг: Обломки корабля были обнаружены в 1996 году, и с тех пор археологи департамента культурных ресурсов отделения подводной археологии в Северной Каролине постоянно вели за ним наблюдения. Сначала мы проводили тесты, чтобы определить, насколько это старый корабль. Особенно важно было удостовериться, что это действительно "Месть Королевы Анны". И теперь мы совершенно уверены, что так оно и есть. На судне даже сохранились следы повреждений от бурь и ураганов. А с 2006 года наша команда занималась тем, что постепенно доставала со дна все артефакты.
РГ: Корабль затонул в 1718 году. Что же осталось от него сейчас?
Уайлд-Рамсинг: Конечно, за столько лет состояние корабля сильно ухудшилось. Место, в котором затонул корабль, выглядит как поле развалин. Осталось очень мало деревянных вещей, в основном сохранились твердые, жесткие предметы, сделанные из железа, керамики и камня. Но из-за того, что железо провело много времени в соленой воде, сформировалась корка, которую мы называем "сращиванием". К ней прирастали лежащие рядом с металлом предметы. Таким образом мы нашли части парусов, веревки, медные инструменты, оловянную посуду, маленькие кусочки золота и кости животных (свиньи, коровы, которых ели пираты).
РГ: Какие еще пиратские вещи вы достали со дна океана?
Уайлд-Рамсинг: Якорь был главной находкой, ради него мы и затевали экспедицию. До этого удавалось достать какие-то маленькие предметы: свинцовые пули для огнестрельного оружия, пушечные ядра. Встречали слипшиеся комки из свинцовой дроби, гвоздей и песка. Мы полагаем, что эту смесь в холщовых мешках закладывали в пушки и это были самодельные снаряды. Удалось найти металлические предметы туалета офицеров, медицинские инструменты, деревянную часть кормы судна, доски, рамки, золотой порошок, винные бутылки и хрустальные бокалы и еще множество мелких вещей.
РГ: Вы уже определили, какой следующий артефакт будете доставать со дна?
Уайлд-Рамсинг: Мы не знаем... и это самая увлекательная часть нашей работы. Мы будем исследовать переднюю часть корабля, где пиратская команда жила и работала, и конечно же кухню. Кто знает, что нам удастся там найти.
РГ: Где хранятся все найденные артефакты?
Уайлд-Рамсинг: Выставка всех экспонатов и описаний наших исследований совсем недавно открылась в Морском музее Северной Каролины в Заливе Северной Каролины.
РГ: Хозяином судна "Месть Королевы Анны" был знаменитый пират Черная Борода. Что нового удалось узнать об этом герое?
Уайлд-Рамсинг: Наши предварительные отчеты в основном сходятся с историческими фактами. Черная Борода был капитаном на судне "Месть Королевы Анны", перед тем как судно затонуло, он в спешке забрал большую часть личных вещей, но кое-что все же осталось (наиболее ценной из уцелевших вещей Черной Бороды исследователи называют эфес его шпаги. - прим. "РГ"). Есть и некоторые расхождения с историей. Например, по нашей версии, якорь использовали для того, чтобы не дать судну сесть на мель. Но по официальной версии, капитан сам вывел судно на мель. Конечно, выяснить всю правду нам не удастся, но появятся новые предположения и подсказки к правильным ответам.
РГ: Возможно ли восстановить историю пиратства в регионе Карибов на основе этих находок?
Уайлд-Рамсинг: Мы только подбираемся к представлению о том, какой была жизнь пирата в XVIII веке, начинаем узнавать больше об обиходе морских разбойников: о том, что они ели, какие игры с алкоголем были популярны среди разбойников, какие нечестные приемы они использовали, когда хотели сжульничать. Но, пожалуй, жемчужина коллекции - это оружие и боеприпасы, например шведский пистолет, изготовленный в 1712 году, который был заряжен пулями и болтами, что говорит об изобретательности пиратов. Во время столкновений с другими кораблями они стремились напугать команду и обезоружить ее. Они старались застигнуть моряков врасплох, а не потопить судно, как это происходило в традиционных морских сражениях. К тому же их никто не снабжал боеприпасами, поэтому приходилось обходиться сподручными средствами, например болтами.
РГ: Для большинства людей ваше исследование особенно интересно из-за популярности фильма "Пираты Карибского моря". Повлиял ли фильм на вашу работу и на интерес инвесторов к проекту?
Уайлд-Рамсинг: После выхода фильма многие буквально заворожены пиратами. Поэтому когда мы делаем очередное открытие, большой интерес проявляют со всего мира. А теперь вот даже из России! После выхода последней серии внимание стало более пристальным, потому что в картине появился персонаж Черная Борода и само судно "Месть Королевы Анны". И нам приятно думать, что наши поиски вдохновили голливудских продюсеров включить их в фильм. Конечно, мы ценим раскрутку, которую получили благодаря тому, что столько людей посмотрели "пиратов". Это помогло финансированию проекта. В XVIII веке пираты были людьми, которые играли важную роль в развитии Нового Света.