21.06.2011 23:10
    Поделиться

    Культовая певица Регина Спектор перепела на русском стихи Бориса Пастернака

    Даже странно, что свой первый Live-альбом Регина Спектор решила записывать не в Москве, где она родилась, и не в Нью-Йорке, где окончила консерваторию по классу композиции. Впрочем, справедливо, что она выбрала именно Лондон - город, чутко относящийся к различным музыкальным формам и жанрам искусства: от рок-н-ролла до высокой поэзии и театра. Всего этого на Live In London у новой рок-звезды предостаточно.

    Накануне премьеры вокруг Регины Спектор творилась тысяча несчастий. Будто бы невольно добавляя драматизма, сострадательности и незаурядной судьбы ее артефакту. В ее дорогущем рояле скоропостижным образом ломались микрофоны. Барабанщик чудом избежал автокатастрофы. А руководитель группы Дэн Чо утонул, купаясь в Женевском озере - как раз на том пляже, откуда открывается самый чудный, будто сказочный вид на старинный замок... 22 ее песни, вошедшие в альбом, как раз тоже истории о жизни, мающейся между добром и злом. Спетые с артистичным шармом и интерпретированные с удивительным сочетанием: трагизма, озорства, позерства, мелодекламационного артистизма и наплывающих на слушателя, как облака в дождливый день, все новых мелодий. Одни из них потом прорываются грозами и ошеломляющими ливнями, другие - оптимистичными солнечными лучами, предвестниками скорого возвращения тепла. Ныне это, может, и звучит уже несколько архаично (и никакого студийного допрограммирования!), но зато драматично, искренне и душевно.

    И, безусловно, главные предвестники именно такого творчества Регины - это Боб Дилан, Джоан Баэз, Питер Габриэл и в какой-то степени наш ранний Борис Гребенщиков...

    Темноволосая женщина в обычном платье, кажется, зашедшая к вам в гости с соседской кухни (только почему-то не за щепоткой соли или стаканом вина - под очередную историю о своей непростой жизни и нескладывающейся любви), с большим синтезатором, практически в ее рост, просто выходит к микрофону. Кажется, не замечая, что находится именно на сцене. А за ней уже выстроился "надежды маленький оркестрик под управлением любви": виолончелисты, скрипач, альтистка и суровый ударник с полным "боекомплектом" барабанов и тарелок. Ибо тут вот и начинается все то, благодаря чему все ее не завлекающие внимание декорации и свет (это в наш-то компьютерный век с массой сценических эффектов?!) отходят на дальний план. А остается то, благодаря чему сегодня Регина Спектор - единственная из всех артистов, родившихся в бывшем СССР, - завсегдатай хит-парадов Billboard и Rolling Stone.

    При этом встретишь на улице и не узнаешь, в отличие из большинства модных звезд, Спектор предпочитает не выделяться из спектра окружающей толпы. Она поет, декламирует, повышает голос, переживает под свои порой трогательные, а чаще - красивые и мятежные мелодии. Выстукивает из клавиш ритмы, как будто пробивается к чьим-то сердцам, волнами накатывает все новые аккорды и поэтические истории, будто парусник, ищущий свой курс в океане. Ахает, охает, смеется, плачет, капризничает и с удовольствием пускается во все нелегкие - от синкоп до мелизмов. Сейчас Регина Спектор, наверное, главная космополитка современного рока и жанра, который у нас называется "актерской песней". Хотя прежде ее приглашали выступить у себя в первом отделении звезды инди-рока и брит-попа: соответственно - The Strokes, Kings Of Leon (обладатели "Грэмми"!) и Keane.

    Она поет на английском, с девяти лет живет с родителями в США, но недавно с другом-писателем Дэвидом Безмозгисом (это не псевдоним, просто парень родился в Латвии) дала концерт, в котором вместе вслух читали его новую книгу и пели старые советские песни. А один из главных хитов Регины, попавший и на диск Live In London - трагическая и экспрессивная баллада Apres Moi - посвящена Борису Пастернаку. И в ней звучат на русском его знаменитые строки "Февраль. Достать чернил и плакать! / Писать о феврале навзрыд, /Пока грохочущая слякоть/ Весною черною горит..."

    А недавно одна из главных звезд мирового рока Питэр Габриэл на альбоме Scratch My Back перепел свои любимые хиты других исполнителей: Дэвида Боуи, Пола Саймона, Лу Рида и Radiohead... и среди них, неожиданно, - Apres Moi Регины Спектор. Однако строчки Пастернака экс-солист Genesis и глава Real World по-русски так и не исполнил. Но ничего. Если так и дальше пойдет, то и он, и другие - научатся.

    Поделиться