Этот злополучный рейс должен был выполнять современный канадский самолет Bombardier CRJ200, как значилось в расписании авиакомпании "Руслайн".
Однако по причине большого пассажиропотока компания обратилась к смежнику - авиакомпании "РусЭйр", специализирующейся на чартерных VIP-перевозках, и та предоставила Ту-134.
Ту-134, летевший из Москвы в Петрозаводск, вошел в глиссаду перед ВПП аэропорта. По еще не до конца понятным причинам, снижаясь, он задел верхушки деревьев и сорвал провода высоковольтной линии электропередачи. Потеряв скорость, а следовательно, управление, самолет совершил жесткую посадку на автостраду Петрозаводск - Суоярви. Машина пересекла трассу и выскочила на грунт справа от дороги, ведущей в аэропорт. Столкнувшись с деревьями, самолет начал рассыпаться на части и загорелся.
Так получилось, что первыми свидетелями оказались водители машин и жители близлежащего дачного поселка. Самолет упал всего в 200 метрах от жилых домов. Как рассказали очевидцы, около полуночи они услышали страшный гул, выглянули в окно и увидели, как, цепляя деревья, на их дома падал горящий самолет. От удара о землю он развалился на части. Двигатель и крылья разбросало в радиусе 300 метров.
Первые минуты дачники сами вытаскивали пассажиров из горящего самолета. Отряды спасателей и пожарных прибыли через 15 минут. Но пламя практически полностью уничтожило фюзеляж. От самолета остались лишь обгоревший хвост и стойки шасси.
Причиной катастрофы в Карелии, скорее всего, стал человеческий фактор, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в авиационных кругах. Все оборудование аэропорта Бесовец работало нормально, однако там нет системы автоматического захода на посадку, и летчикам пришлось садиться вручную. Диспетчер аэропорта Сергей Шматков, который вел рейс с земли, утверждал, что к катастрофе привело неправильное решение пилота: "Я несколько раз попросил командира Федорова уйти на второй круг. Плохая видимость из-за густого тумана - всего 2100 метров, темнота, сложная погода. Но Федоров ответил, что будет сажать самолет вручную, на свой страх и риск".
В самолете было 52 человека. Погибли 44 - 35 пассажиров и 8 членов экипажа. Страшнее всего, что выжившие при ударе о землю сгорели заживо, взывая о помощи.
8 выживших в тяжелейшем состоянии доставлены в больницы. В среду умер Антон Терехин. Таким образом, число жертв достигло 45.
Ту-134 - устаревший советский самолет, разработанный еще в начале 1960-х. Это весьма сложная в управлении машина, ее кабина состоит как бы из двух этажей. На первом располагаются места двух пилотов и бортмеханика, а на втором, заканчивающимся стеклянным колпаком, в полусогнутом состоянии сидит штурман.
Одни говорят, что это прототип бомбардировщика, срочно переделанного под пассажирский самолет, другие - что это видоизмененная копия первого советского турбореактивного пассажирского самолета Ту-104. Но первоначально Ту-134 не проектировался как новый самолет. За основу была взята уже существующая модель Ту-124, представляющая собой усовершенствованный Ту-104. У машины немного удлинили фюзеляж и перенесли двигатели в хвостовую часть, а хвостовое оперение подняли на самый верх киля.
В июле 1963 года первый образец Ту-134 поднялся в небо.Первые самолеты не имели реверса, потому пробег при приземлении был слишком длинным. В итоге для эксплуатации этого самолета подходили далеко не все аэропорты СССР. Эту проблему вначале пытались решить при помощи тормозного парашюта, установленного на некоторых Ту-104, и только в 1970 году на "тушку" были установлены двигатели с реверсом. До этого самолет тормозили либо парашюты, либо щитки под фюзеляжем.
Ту-134, оснащенный двумя двигателями Д-30, считается самым шумным самолетом в мире. Производство его было свернуто в середине 1980-х, и сегодня последние машины эксплуатируются провинциальными авиакомпаниями РФ, СНГ и Африки.
По данным на начало этого года, из 852 машин было потеряно 72, из них 9 - в результате боевых действий, 1 - из-за теракта. В катастрофах погибли 1494 человека.
С момента зарождения авиации заход на посадку и посадка - самые сложные этапы полета: 5% от общего полетного времени, но 60% всех авиапроисшествий.
По мнению авиаэкспертов, самые безопасные места (если такие вообще существует) - в хвосте самолета. Там число выживших при первом ударе о землю - до 69%. Тем не менее эта статистика не всегда верна. Так, при падении "Боинга-737" под Бишкеком два года назад погибли все, кто находился в конце салона, а выжили сидевшие впереди.
В петрозаводской же авиакатастрофе Ту-134, как ни странно, выжили те, кто сидел у крыльев, причем у левого, хотя крыло считается одним из самых опасных мест, так как там находятся баки с керосином.
Специалисты по авикатастрофам советуют пассажирам в критической ситуации первым делом восстановить дыхание, снять очки, пиджак, вытащить из карманов все, что мешает, привязать ремень безопасности, накрыть себя всем, что есть под рукой - от одеяла до пальто, и опустить голову на руки.
При посадке в самолет лучше запомнить расположение запасных выходов и просчитать, через сколько рядов от вашего места они находятся. Главное - вовремя выбраться из горящего самолета. Промедлившие либо заживо сгорают, либо погибают от удушья.
Но в любом случае нужно иметь в виду, что авиационный транспорт - самый безопасный, по статистике разряды молний убивают людей чаще, чем авиакатастрофы.
1 Boeing 737 JT8D
Одна авиакатастрофа со смертельным исходом на 507 500 летных часов.
К Boeing 737 JT8D относятся старые модификации Boeing 737 - модели 100 и 200. Самый опасный в мире пассажирский самолет и самый массово производимый реактивный пассажирский самолет за всю историю авиастроения (6160 машин заказано и 6000 поставлено). Лайнеры этих модификаций выпускались с 1967 по 1988 год. Сегодня Boeing 737-200 по-прежнему эксплуатируется авиакомпаниями в бедных странах.
Последняя катастрофа - в августе 2008 года, когда самолет киргизской авиакомпании Itek Air разбился недалеко от Бишкека. В катастрофе погибли 68 из 90 находившихся на борту.
2 Ил-76
Одна авиакатастрофа на 549 900 летных часов.
Ил-76 - транспортный самолет и пассажиров на регулярных рейсах не перевозит. Предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов. Может взлетать с бетонированных и грунтовых аэродромов, способен доставлять грузы массой до 60 т на расстояние до 4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч.
Годы выпуска: с 1974 года и по сей день. Чаще всего встречается в парках авиакомпаний стран бывшего СССР, Ближнего Востока и Африке.
Последняя катастрофа - в марте 2009 года, когда Ил-76 рухнул в Уганде. Погибли 11 человек.
3 Ту-154
Одна авиакатастрофа на 1 041 000 летных часов.
Ту-154 разработан в 1960-х годах в ОКБ Туполева для замены Ту-104. Первый полет выполнен 3 октября 1968 г. Производился серийно с 1971 по 2006 год, всего выпущено 935 самолетов. Используется большинством авиакомпаний стран бывшего СССР и соседних с ними.
Последняя катастрофа - в июле 2009 года в Иране, когда лайнер иранской авиакомпании Caspian Air, следовавший из Тегерана в Ереван, разбился. Погибло 168 человек.
4 Airbus A310
Одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.
Годы выпуска: 1983 - 1998. Крупные авиакомпании прекратили эксплуатировать эту модель, однако некоторые перевозчики, преимущественно из третьих стран, продолжают на ней летать.
Последняя катастрофа - в июне 2009 года. A310 Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в море, 152 из 153 человек на борту погибли. Чудом удалось спастись только 12-летней девочке.
5 DC-9
Одна авиакатастрофа на 1 068 700 летных часов.
Годы выпуска: 1965 - 1982. Эксплуатируется множеством мелких перевозчиков во всем мире, включая авиакомпании СНГ.
Последняя катастрофа - в апреле 2008 года, когда в Конго разбился DC-9 авиакомпании Hewa Bora Airways, погибли 44 человека.
6 Ту-134
Одна авиакатастрофа на 1 087 600 летных часов.
Годы выпуска: 1964 - 1986, производился в Харькове. Поставлялся на экспорт в страны соцлагеря. До сих пор широко используется авиакомпаниями стран СНГ и на Ближнем Востоке. Один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в СССР. Всего построено 852 самолета всех модификаций.
Предыдущая катастрофа - в марте 2007 года, когда самолет авиакомпании "ЮТэйр" при посадке в Самаре промахнулся мимо полосы и сел за 200 метров до ВПП. В результате погибли 6 из 57 находившихся на борту.
7 Boeing 727
Одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов.
Годы выпуска: 1963 - 1984. В 1960-80-х гг. был одним из самых популярных в мире. Всего с 1963 по 1984 год было поставлено 1832 самолета. Крупные перевозчики давно его списали, однако некоторые мелкие компании продолжают эксплуатацию.
Последняя авиакатастрофа - в декабре 2003 г. в Бенине. Погибли 141 из 163 человек на борту.
8 MD-80
Одна авиакатастрофа на 2 332 300 летных часов.
Годы выпуска: 1980 - 1999. Разработан в США в 70-е годы. Был предназначен для замены устаревшего DC-9. По-прежнему используется рядом европейских и некоторыми американскими перевозчиками.
Последняя катастрофа - в августе 2008 года в Испании. Погибли 154 из 172 человек на борту, летевших на самолете авиакомпании Spanair из Мадрида на Канарские острова.
9 Douglas DC-10
Одна авиакатастрофа на 2 908 800 летных часов.
Годы выпуска: 1971 - 1989. Сейчас его в основном эксплуатируют грузовые и чартерные операторы. Относится к редкому числу самолетов, чья безопасность с возрастом, наоборот, повысилась. Ряд авиакатастроф со смертельным исходом в 70-х годах с участием этого лайнера привел к разработке изменений и улучшений самолета.
Последняя катастрофа - в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. Погибли 16 из 314 человек на борту.
10 Douglas MD-11
Одна авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов.
Годы выпуска: 1990 - 2001. Сегодня эксплуатируется в основном на грузовых линиях.
Последняя авиакатастрофа - в марте 2009 года, когда грузовой MD-11 авиакомпании FedEx разбился при посадке в Токио, погибли 2 члена экипажа. Последняя катастрофа с жертвами среди пассажиров - в 1999 году, когда MD-11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге, погибли 3 человека.
* По данным лондонского страхового консультанта Ascend и BusinessWeek.