22.06.2011 22:54
    Поделиться

    Объявлены имена виолончелистов, которые выступят во втором этапе II тура

    Во вторник в Малом зале консерватории огласили имена виолончелистов, которые выступят во втором этапе II тура. Ими стали: Норберт Ангер (Германия), Мэтью Залкинд (США), Нарек Ахназарян (Армения), Александр Рамм (Россия), Иван Каризна (Беларусь), Эдгар Моро (Франция), Умберто Клеричи (Италия), Алексей Жилин (Россия).

    Восемь полуфиналистов были отобраны из двенадцати: с дистанции сошли Янина Рух (Германия), Сенг Мин Канг (Южная Корея), Якоб Кораньи (Швеция), Дэвид Эггерт (Канада/Германия).

    Ход первого дня II тура нарушили форс-мажорные обстоятельства: ввиду состояния здоровья Якоба Кораньи его выступление сдвинули на один день. В результате в понедельник играли пятеро, а во вторник публике и жюри предстояло выслушать семерых почти без перерыва. Конкурсантам еще тяжелее - нервное напряжение и духота в зале сильнее с каждым днем. Программы длиннее и сложнее: в I туре играли примерно по 45 минут, теперь - по целому часу. Однако на второй день стало известно, что выступление Кораньи отменено; так полуфинал остался без одного из сильнейших участников еще до подведения итогов I этапа.

    Угадать имена тех троих, кого "отсеет" жюри, ввиду общего высокого уровня полуфиналистов было нелегко. В голову приходила лишь кандидатура Мэтью Залкинда: в первый день II тура он представил достаточно расхожее прочтение Второй сонаты Брамса, затем примерно в одной и той же манере сыграл "Итальянскую сюиту" Стравинского, Violoncellо totale Пендерецкого, "Интродукцию и полонез" Шопена. Композиция и исполнение программы оказались не на высоте, и Залкинд едва ли поднялся до своего же уровня в I туре, и тем более вероятным представлялось его непопадание в следующий этап.

    Гораздо труднее было вообразить, что за бортом может остаться Дэвид Эггерт. Его выступления в обоих турах - среди самых ярких, а программа, представленная им на II туре, оказалась самой интересной и изобретательной из всех. Начал и закончил он соответственно Рапсодией Бартока и Венгерской рапсодией Поппера, а между ними расположил пьесу Пендерецкого, сонату "Арпеджионе" Шуберта и "Русскую песню" Стравинского. Три из этих пяти номеров во II туре не исполнял больше никто, хотя дело едва ли в желании Эггерта быть оригинальным. Эффектная виртуозная рапсодия Поппера идеально звучала в финале и перекликалась с зажигательной Рапсодией Бартока. Та, в свою очередь, служила исполнителю для "разогрева" публики и самого себя - в преддверии двух главных номеров.

    В пьесе Пендерецкого есть место и фокусам вроде игры смычком ниже подставки или похлопывания по верхней деке; все их Эггерт выполнял с самым церемонным видом, в чем можно было заподозрить иронию по отношению к живому классику. "Арпеджионе" Шуберта Эггерт сыграл уже совершенно всерьез и совсем другим звуком, нежели два предыдущих номера: примерно так же в I туре он играл Баха. Да, возможно, в "Арпеджионе" ему случилось взять пару фальшивых нот, но лишь по этой причине снимать с конкурса одного из самых зрелых, неординарных и самостоятельно мыслящих исполнителей по меньшей мере неосмотрительно, притом что Залкинд к участию во II этапе допущен.

    То, что полуфинал остался без представительниц прекрасного пола, не слишком удивительно, хотя и немного грустно. Шансы Янины Рух попасть во II этап казались невысокими уже тогда, когда жюри прервало ее после второй части Сонаты Шостаковича - чуть ли не впервые с начала виолончельного состязания. Сенг Мин Канг, в свою очередь, удались и Violoncellо totale Пендерецкого, и "Танец зеленого дьявола" Кассадо - сложнее с ключевыми номерами программы. Начав с Первой сонаты Бетховена, конкурсантка исполняла ее так, будто думала в то же время о следующем номере - Сонате Шостаковича. Это не выглядело сознательным решением - казалось, будто солисткой владеет стихия, которой она не в силах противостоять. Однако ее Бетховен оказался излишне суров, что, вероятно, повлияло на решение жюри.

    Таким образом, из выступавших в первый день II тура среди полуфиналистов осталось лишь двое, из игравших во второй - все шестеро. Продолжая эту занимательную арифметику, сошлюсь на любопытное наблюдение одного из участников форума "Классика": из сошедших с дистанции двое собирались на III туре исполнять Симфонию-концерт Прокофьева, из оставшихся - ни один; четверо оставшихся за бортом готовили ко II этапу II тура Второй концерт Гайдна, тогда как все восемь полуфиналистов собираются играть Первый. Примечательное совпадение. В пятницу вечером станут известны имена финалистов виолончельного состязания, а до тех пор Первый концерт Гайдна прозвучит восемь раз подряд.

    Поделиться