Александр Волошин установил очень своеобразное достижение - он второй раз в своей карьере лишился поста председателя совета директоров "Норильского никеля".
Собрание акционеров ГМК "Норильский никель", состоявшееся 21 июня, прошло достаточно спокойно, уже по традиции оставив повод для недовольства лишь "РУСАЛу". Основные вопросы были решены так, как и прогнозировалось участниками рынка. На дивиденды выделено 1,2 млрд долларов из 5 млрд долларов чистой прибыли, полученной компанией согласно МСФО за 2010 год. То есть по 180 руб. на акцию.
Новый состав совета директоров, как и ожидалось, оказался практически идентичным старому. В нем по-прежнему остались представители "Интерроса" Андрей Бугров, Сергей Барбашев, Марианна Захарова и Лариса Зелькова, а также двое кандидатов от "РУСАЛа" - сам Олег Дерипаска и директор по стратегии и корпоративному развитию алюминиевой компании Максим Соков. По одному кандидату от Trafigura (Клод Дофин) и "Металлоинвеста" (Фархад Мошири). Менеджеров ГМК в совете стало на одного меньше (был переизбран гендиректор ГМК Владимир Стржалковский), а независимых директоров - на одного больше (Энос Банда). Кроме него в качестве независимых директоров избраны Брэдфорд Миллс, выдвинутый, как и Банда, "Интерросом" и менеджментом, а также Александр Волошин и Лучиан Бебчук, предложенные "РУСАЛом".
Но сенсация все-таки случилась. Совет директоров избрал нового председателя. Им стал Андрей Бугров. Александр Волошин на этот раз вошел в состав совета как рядовой директор. За это проголосовали все, кроме "РУСАЛа".
Алюминиевый холдинг уже высказал свое несогласие с новым раскладом. По словам Максима Сокова, компания удовлетворена составом совета, но считает, что председателем должен стать "российский независимый директор" и "может выйти с предложением переизбрать главу совета директоров "Норникеля" по результатам консультаций".
Олег Дерипаска явно недоволен собранием. Предложение направить на дивиденды не 1,2 млрд, а около 2 млрд долларов (по 290 руб. на акцию) было отклонено. Перевеса в совете директоров "Норникеля" "РУСАЛ" снова не получил. Более того, алюминиевый гигант лишился в компании такого весомого ресурса, как лояльный председатель совета директоров. Александр Волошин лишь формально считается "независимым", раз за разом занимая в спорных вопросах сторону "РУСАЛа". Независимость главы совета подвергала сомнению в своих отчетах служба поддержки институциональных инвесторов Institutional Shareholder Services (ISS).
"Компания долго развивалась, пока ее возглавлял независимый директор, акционеры не смогли убедиться в эффективности предложенного подхода", - отверг претензии "РУСАЛа" Андрей Бугров. Он не сомневается в правильности того, что совет возглавляет представитель крупнейшего акционера, и в том, что того же мнения придерживается большинство миноритариев. Помимо этого, новый глава совета пообещал повысить эффективность работы совета директоров и его комитетов.
Последняя фраза была произнесена явно неслучайно. Ровно за день до собрания Александр Волошин неожиданно созвал совет директоров. Все три пункта повестки дня (копия есть в нашем распоряжении) состояли из претензий к гендиректору ГМК. При этом все они носили технический характер. В частности, гендиректору предлагалось отчитаться об исполнении поручений совета директоров. Кроме того, повестка предлагала установить срок, в который гендиректор должен исполнять поручения совета (один месяц), и указать ему на "недопустимость игнорирования" таких поручений. "При этом все поручения выполнялись в срок, а информация об их исполнении и по сделкам предоставлялась и совету директоров. Поэтому предоставление отчетов вновь по этим же вопросам, равно как и назначение очного совета по надуманным техническим вопросам накануне годового собрания акционеров, невозможно рассматривать иначе как попытку осложнить подготовку и проведение собрания. Подобное требование о созыве совета его председателем дает повод усомниться в независимости последнего, а умышленное искажение информации о предоставленных отчетах ставит целью дискредитацию работы менеджмента", - пояснил источник, близкий к руководству ГМК.
К тому же буквально на днях "Интеррос" объявил о программе развития бизнеса "Норильского никеля" и зарубежных приобретений (также уже раскритикованную "РУСАЛом"). Это делает избрание Бугрова в глазах экспертов еще более обоснованным. "Бугров производственный человек, он будет заниматься делом. Интерес миноритариев в том, чтобы больше инвестиций шло в производство, расширялся бизнес за счет поглощений. Государство заинтересовано в росте производства и увеличении сбыта, от которого платятся налоги. Ничего подобного от Волошина слышно не было", - говорит директор по развитию бизнеса управляющей компании Fleming Family & Partners Asset Management Михаил Заводов. "В совете директоров семь членов голосуют согласованно, и, видимо, ничего не изменится. Волошин хотя бы сделал совет площадкой для дискуссий", - в свою очередь отметил Максим Соков.
Однако, "Норильскому никелю", судя по всему, нужны не дискуссии, а развитие бизнеса.