25.06.2011 10:20
    Поделиться

    Двое россиян прошли в третий тур фортепианного конкурса Чайковского

    Конкурс Чайковского подошел к финалу

    Второй тур фортепианного конкурса Чайковского завершился 24 июня в Большом зале консерватории. К участию в III этапе допущено пять исполнителей, пять обладателей пяти премий, будущих представителей современной пианистической элиты. Это Александр Романовский (Украина), Йол Юм Сон (Корея), Даниил Трифонов (Россия), Сенг Чжин Чо (Корея) и  Алексей Чернов (Россия).

    Для них - большие залы и большие акции. Для остальных - восторженные отзывы скромных ценителей интеллигентного и интеллектуального искусства. Напомним список достойных имен Конкурса Чайковского, которых публика рассчитывала услышать в финале. Это русская школа: Евгений Брахман (не прошел во II тур), Эдуард Кунц (не прошел во второй этап II тура), Александр Лубянцев (не прошел в III тур). Жаль, что на их концерты москвичам придется ехать в Нижний Новгород, в Лондон, в Петербург или Петрозаводск.

    В последний день II тура прозвучало четыре интерпретации концерта Моцарта, обязательного конкурсного произведения в сопровождении Государственного академического камерного оркестра России Московской филармонии под управлением Алексея Уткина. Каждый участник вечера представил свое видение шедевров: 17-летний кореец Сенг Чжин Чо сыграл "в манере Моцарта", Даниил Трифонов - "постигая Моцарта", г-жа Йол Юм Сон - "пародию на Моцарта", Алексей Чернов - "в подражании Моцарту".

    Пожалуй, ближе всего подобраться к первоисточнику удалось Даниилу Трифонову - к третьей, последней, части 23-го Ля-мажорного концерта. То же произведение играл за день до этого Александр Романовский. Сенг Чжин Чо - обладатель несомненно хорошего слуха и техники, но пока еще недостаточного количества мастерства - исполнил нечто среднее между романтической трактовкой и равнением на оркестр: местами гулко, местами расставляя множество акцентов, очень редко тонко и взволновано, часто громко - в целом неровно. Йол Юм Сон в очередной раз поменяла программу и платье: в первом туре программа была сменена частично, в первой (сольной) части второго тура - полностью, во второй части второго тура, где требуется сыграть всего один концерт Моцарта, исполнительница сменила 24-й до-минорный на "повеселее", 21-й до-мажорный. Накануне его же эталонно играл Александр Лубянцев, но исполнение г-жи Сон, видимо, более соответствует таинственному "духу времени": "милое", как обычно утрированное интонационно, с элементами самолюбования, холодными гаммами, неоправданными темповыми сдвигами и акцентами на слабых долях, иногда не соответствующее нотному тексту. Внешний эффект часто достигается за счет уменьшения внутреннего содержания. Лучше выглядел Алексей Чернов - поначалу в его руках даже присутствовала легкость, которая ко второй части исчезла, уступив прежней эмоциональной ровности и спокойствию.

    Перед началом концерта во дворе консерватории впервые за время состязания появился почетный председатель фортепианного жюри Конкурса Чайковского, первый пианист-лауреат Ван Клиберн, вокруг которого собралась шумная толпа почитателей. Жаль, что Клиберн уже немолод, а нового Клиберна с такими ошеломляющими результатами голосования придется еще долго искать.

    Поделиться