Президент Венесуэлы Уго Чавес, "возможно, находится в критическом состоянии после срочной операции, сделанной ему две недели назад в Гаване". Об этом со ссылкой на некий источник в ЦРУ США сообщила издающаяся в Майами для испаноязычной аудитории газета "Эль Нуево Херальд".
В свою очередь в Каракасе категорически отвергли эту информацию, заявив, что Чавес идет на поправку, и в течение ближайших двух недель вернется на родину. К тому же в минувшую пятницу сам венесуэльский лидер пообщался с пользователями Интернета, отправив им видеосообщение. В нем он, в частности, поздравил сограждан со 190-летней годовщиной сражения под Карабобо, стратегической битве венесуэльцев против колониальной Испании.
Попробуем отделить "зерна от плевел" и разобраться, что же в этой истории правда, а, что, образно говоря, "художественный вымысел". То, что Уго Чавесу была сделана непростая хирургическая операция - факт неоспоримый. Чуть более двух недель бывший офицер-десантник действительно вылетел в Гавану и, по некоторой информации, уже на острове почувствовал недомогание. Ему был поставлен диагноз - "абсцесс в области таза". В переводе с медицинского языка у президента Венесуэлы было зафиксировано гнойное воспаление тканей, которое может возникать как самостоятельно, так и в результате осложнения другого заболевания, например, ангины, пневмонии и даже травмы. В итоге, Чавес, как сообщали тогда латиноамериканские СМИ, в срочном порядке был прооперирован в одной из клиник Гаваны 10 июня. При этом МИД Венесуэлы несколько раз информировал о том, что президент страны идет на поправку, а его процесс реабилитации проходит без осложений.
Что же вызвало такую шумиху в ряде СМИ? Дело в том, что Чавес, который является одним из ведущих международных ньюсмейкеров, не появлялся на публике две недели и, именно это, по оценке источников "РГ", и дало повод газете "Эль Нуево Херальд", давнему "рупору" антикастровской оппозиции, порадовать недругов "слухами о его скорой кончине". И еще. Ситуация в точности напоминает шумиху вокруг "ожидаемых смертей" Фиделя Кастро, "учителя, старшего товарища и брата", как его называет сам лидер Венесуэлы. Молва о "скорой кончине" Фиделя, как правило, со ссылкой на источник в американской разведке, появлялась в прессе США десятки раз, когда эмоциональный и общительный кубинский лидер некоторое время не появлялся на публике, и имела цель "подбодрить" его ярых противников. Однако Фидель в итоге "оказывался живее всех живых".
Николай Леонов, экс-глава аналитического управления КГБ СССР, первый русский, познакомившийся с братьями Кастро:
- По кубинскому ТВ мне удалось увидеть кадры того, как в минувшую субботу Чавес находился на трибуне на одном из мероприятий в Гаване рядом с Фиделем и Раулем. Не было никаких предпосылок и тем более внешних признаков для того, чтобы делать вывод о его скорой кончине, или, как говорят, о его последних днях. Да, опирался на тросточку, но был в бодром расположении духа. Но нет ничего необычного в том, чтобы опираться на костыль после такого непростого хирургического вмешательства. Это ведь не повод "хоронить" человека.
Для меня вполне очевидно, что такая "информация" в майамской газете имеет, прежде всего, психологическую направленность. С одной стороны, подбодрить венесуэльскую оппозицию, вдохнуть силы внутри страны в пустеющие ряды противников Чавеса, подтолкнуть их к решительным действиям. С другой стороны, ударить по самому лидеру Венесуэлы, который сейчас для Вашингтона является едва ли не самым сильным раздражителем в мире из-за своих смелых идей по интеграции стран Латинской Америки в противовес интересов США. Как организатор и вдохновитель, например, таких проекто, как АЛЬБА, прокладка газопровода через практически весь континент, идея создания единой латиноамериканской валюты и других. Эти вещи ужасно пугают и нервируют американцев. Тем более что этот лидер продолжает дело Фиделя, особенно в части латиноамериканской интеграции. И как Фиделя без конца хоронили, так теперь они взялись и за Чавеса. Кое-кто в Вашингтоне, образно говоря, желал бы "похоронить" Чавеса в любом виде. Для них это заветная мечта. Третий аспект - это желание унизить кубинскую медицину, которая известна своими достижениями. Заметьте, никто из высокопоставленных кубинцев никогда не лечился за границей. Напротив, на острове спасли самого Фиделя, вытащили из наркотического угара Марадону, или, например, продлили жизнь многим советским генералам и политикам, помогавшим Кубе. Для американцев сама мысль о том, что кубинская медицина, тем более бесплатная, является в состоянии побороть смерть или тяжелую болезнь, является крайне болезненной. В США до сих пор не могут признать успехи кубинской медицины, хотя многие американцы обходными путями, через страны Латинской Америки, едут на остров и покупают там, например, по крайне дешевой для них цене, качественные лекарства от рака.