27.06.2011 00:00
    Поделиться

    В этом году уже 30 экипажей самолетов были ослеплены лучом лазера

    К 2012 году все самолеты оснастят системами безопасности, но от лазерных атак они не защищают

    Пилот пассажирского самолета вновь был ослеплен лазером. Трагедии не произошло - авиалайнер, летевший в субботу из Архангельска в Сочи, был успешно посажен. Но на его борту было 76 пассажиров, в том числе маленький ребенок.

    Специалисты бьют тревогу - в этом году на взлете-посадке лучом лазера были ослеплены более 30 экипажей. Люди подвергаются опасности из-за хулиганства. Ситуация балансирует на грани возможной трагедии.

    И все это происходит на фоне того, что у авиаторов и без того полно проблем.

    В Росавиации озабочены тем, что девять из 90 самолетов Ту-134 не соответствуют мировым критериям безопасности полетов. Они не оснащены системами предупреждения столкновения с землей. Ее не имел и самолет, разбившийся вечером 20 июня под Петрозаводском, сообщают со ссылкой на главу Росавиации Александра Нерадько информагентство РИА Новости. С 2012 года небо для них будет закрыто, предупредил Нерадько.

    После катастрофы самолета Ту-134 под Петрозаводском глава государства поручил минтрансу подготовить вывод Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах к следующему году. Минтранс уже предложил минпромторгу прекратить продление сроков службы этих самолетов для полетов на регулярных авиалиниях.

    Вопрос по использованию этих судов на чартерных рейсах остается открытым. Но решить проблему будет непросто, предупреждают эксперты.

    Между тем опасное развлечение граждан с лазером против самолетов стало фиксироваться со второй половины 2010 года. Как уже писала "РГ", по данным Росавиации, именно тогда были зарегистрированы первые пять случаев. Причем все в районе столичных аэродромов Внуково и Шереметьево. Позже к ним добавился аэродром Ростова-на-Дону. "Лазерная" ситуация обостряется буквально на глазах. Об этом говорят специализированные форумы летчиков. Они рассказывают друг другу, что беда стала почти ежедневной. Ослепить пилота и нанести вред его здоровью такие лазеры не могут. Но они отвлекают пилота во время самого ответственного момента - захода на посадку, когда счет идет на секунды.

    Как бороться с этой напастью, точно пока никто не знает. Ученые предлагают использовать для пилотов специальные очки. Однако не факт, что и очки не будут мешать летчикам. Самый действенный выход, по мнению специалистов - ограничить продажу лазеров, как это делается во многих странах.

    Что же касается требований к оснащению самолетов современными системами, то они коснутся Ту-134, Ан-24 и Як-40. Они были предъявлены авиакомпаниям еще в 2009 году. Но, как отмечают эксперты, немногие решились вкладывать деньги в модернизацию устаревающего парка. Ведь стоимость такой сигнальной системы составляет десятки тысяч долларов. Вложения могут просто не окупиться, отмечает эксперт Алексей Синицкий.

    Зная эту ситуацию, в Росавиации решили подстраховаться и направили авиакомпаниям директиву о прекращении продаж авиабилетов на рейсы, выполняемые на воздушных судах, не оборудованных такой системой. По мнению Нерадько, новые требования по безопасности будут стимулировать активное строительство новых самолетов и станут хорошим сигналом для авиапромышленности. Сейчас, цитируют его информагентства, она ставит перед собой особую задачу производства в этом году только четырех региональных самолетов Ан-148, в следующем году будет выпущено не более 20 самолетов "Суперджет". Но их надо производить в 10 раз больше, признает Нерадько.

    Но эксперты отмечают, что решение закрыть небо для не оснащенных новыми системами самолетов может сказаться на региональных перевозках. В первую очередь между населенными пунктами, которые находятся в труднодоступных районах, особенно северных.

    При этом уход с маршрутов Ан-24 на Севере станет большой проблемой. В России нет больше аналогичного самолета, который бы мог садиться на небольших грунтовых аэродромчиках в суровых условиях Cевера. Туда никакой турбореактивный самолет летать не может, поясняет Синицкий.

    Даже не вдаваясь в другие нюансы регулярных перевозок, можно точно сказать, что ни российские, ни иностранные авиапроизводители не смогут моментально удовлетворить требования российских перевозчиков по замене парка. В лучшем случае поставки среднемагистральных узкофлюзеляжных самолетов, аналогов выбывающим советским, можно ожидать со стороны мировых производителей только начиная с 2013 года.

    По данным Росавиации, к этому году в России оставалось 94 летающих Ту-134, которые будут выводиться из эксплуатации и заменяться современными "Суперджет 100". При каталожной цене в 30 миллионов долларов на замену всех оставшихся Ту-134 потребуется почти 3 миллиарда долларов. А в программе закупок "Суперджета" отечественными авиакомпаниями до 2015 года, согласно жестким контрактам, значатся примерно 26 машин. За это же время планируется выпустить 170 таких самолетов. При этом портфель заказов ориентирован в основном на лизинговые компании и зарубежного покупателя, поскольку покупательная способность отечественных перевозчиков крайне низка.

    Вице-премьер России Сергей Иванов, курирующий в правительстве транспорт, сразу после катастрофы в Карелии заявил, что многие авиакомпании просто не могут позволить себе новые самолеты и даже лизинг. "Если у нас авиакомпании "живопырки", о чем я регулярно говорю, - по три-четыре самолета, какое там финансовое состояние?" - отметил вице-премьер. "Можно, конечно, запретить полеты. Только на чем летать?" - заметил Сергей Иванов.

    Кстати, обновление всего парка самолетов для наших авиакомпаний в ближайшие 20 лет может стоить 110 миллиардов долларов, уточнил другой эксперт авиаотрасли Дмитрий Хрол. А их потребности составляют 1100 судов всех типов.

    В связи с нехваткой новой техники на рынке перевозчикам придется обратиться на вторичный рынок, который был очень популярен у них до отмены таможенных пошлин на самолеты в России. Возникает вопрос, насколько надежнее будут те самолеты, которые они получат в аренду?

    следим за ситуацией

    Число жертв катастрофы самолета Ту-134 под Петрозаводском возросло до 47 человек. В московской больнице скончалось еще двое пострадавших. Из выживших в трагедии в Петрозаводске в Республиканской больнице лежит только одна пациентка. По словам главного врача Республиканской больницы Элиссана Шандаловича, ее состояние улучшилось. Оно остается тяжелым, но уже ближе к средней тяжести. Женщина находится под постоянным вниманием реаниматологов. Медицинская помощь оказывается в полном объеме, для этого в больнице есть все необходимые медикаменты и оборудование. Сергей Бельбесов, которого сразу не могли транспортировать на лечение в столицу из-за тяжелых травм, отправлен специальным рейсом в институт хирургии имени Вишневского. На городских кладбищах преданы земле погибшие в катастрофе жители республики. Кроме того, родственники некоторых пассажиров приняли решение также похоронить своих близких в Петрозаводске, там, где они разбились при крушении Ту-134. Всего преданы земле 12 человек.

    - Опознаны 44 погибших из 47, - заявила "Российской газете" министр здравоохранения и социального развития Карелии Валентина Улич. - Для установления личности еще одного потребуется генетическая экспертиза. Материалы для ее проведения направят в Москву, тело же неизвестного человека будет оставаться в Петрозаводске. Продолжается работа специалистов МАК по расшифровке самописцев. Они прослушивают записи бортового и наземного диспетчерского магнитофонов, изучают снимки экранов диспетчерского радиолокатора. Члены комиссии по расследованию авиакатастрофы опрашивают работников аварийных служб, свидетелей и очевидцев катастрофы, анализируют данные членов экипажа лайнера. Буквально накануне появилась информация о том, что в крови одного из них найдены следы алкоголя, 0,80 до 1,0 промилле спирта. Но официальных подтверждений по этому поводу нет.

    Подготовила Светлана Цыганкова

    Поделиться