Карен Шахназаров, кинорежиссер:
- Я не хочу сказать, что готовность покупать хорошие оценки, будь то на экзаменах в вузы или при сдаче на права, - это какая-то национальная российская черта. Если создать удобные условия для обмана, ею воспользуются во всем мире. Везде найдутся нечистые на руку люди. Зачем напрягаться, если можно купить: техталон, зачет, диплом? В этой психологии мы не хуже других и не лучше. Но удобства для коррупции в наших учреждениях, созданных для проверки и оценки, больше.
Скажем, сплошной обман при поступлении в вузы. С моей точки зрения, вся система ЕГЭ, сама по себе, предполагает внутреннюю коррупционность. Особенно на местах, там, где бюрократия господствует над гражданским обществом. В таких условиях вводить так называемый "единый", а значит, равный для всех экзамен, было заблуждением. Нам обещали честные и равные для всей страны условия поступления в вуз, а на самом деле открыли еще более легкий, чем раньше, способ обойти общие правила. К тому же старые классические экзамены были творческим актом.
При этом я вовсе не оправдываю тех студентов, которые пошли на обман, явно не бескорыстно стали сдавать экзамен за школьников. Наказаны они должны быть обязательно. Ведь знали, на что шли, не дети. Но такие ушлые ребята, готовые торгануть своими знаниями даже в обход закона, найдутся опять.
В обезличенной идее ЕГЭ такой соблазн заложен изначально.
Обычные экзамены были гораздо менее коррупционны, хотя и там случалось... Но вы поймите, ведь гораздо легче "договориться" практически среди своих в небольшом городке, чем подкупить ректора, декана, преподавателя престижного вуза, который находится под прицелом всеобщего внимания.
Вы меня извините, но дураку же понятно, что в провинции, в республиках не пустят своих выпускников в столицу с плохими аттестатами. Вы хотите меня убедить, что на Северном Кавказе не "порадеют" детям руководителей?
Помогут, и они приедут и поступят в сильные вузы, оттеснив честных выпускников. Конечно, и при обычных экзаменах отпрыски номенклатуры попадали в элитные вузы, но тогда их хотя бы видели воочию при поступлении, слышали, как они "владеют" русским языком, а теперь экзаменационная комиссия видит только стобалльный результат за ЕГЭ по-русскому, который неизвестно каким образом был заработан.
Да и высокопоставленные чиновники из Центральной России уверены в том, что чадо будет учиться в лучшем вузе (в МГИМО или МГУ) до сдачи ЕГЭ: мне это известно из опыта личного общения.
Бравировать тем, что теперь можно поступить в несколько вузов одновременно, я бы не советовал: что хорошего в том, что человек, который мечтал стать артистом, пойдет в учителя, так скажем, по остаточному принципу?
Это, в конце концов, приведет к деградации нашего образования. К слову, уже сейчас особого спроса на наших специалистов за рубежом нет. Его всплеск был в начале 90-х, когда за рубеж поехали люди с хорошим "советским" образованием. А нынешние выпускники вузов что-то не особенно популярны на Западе.
Александр Румянцев, преподаватель детской музыкальной школы имени Дунаевского:
- Я не верю, что все продается и все покупается. Если бы так было на самом деле, мы бы давно уже погибли как страна. Я уверен, что есть еще честные люди, которые ни за что не позволили бы себе купить диплом или сдачу ЕГЭ, и что-то подсказывает мне, что таких людей все-таки больше. Кто-то скажет, что этот пафос уже достал и меня это просто пока не коснулось, но прописные истины все равно остаются истинными, потому что основаны на жизненном опыте. Лично я знаю точно, честному человеку жить гораздо проще: у него внутри нет конфликта между тем, что он декларирует, и тем, что на самом деле в нем скрыто.
Я работаю преподавателем в одной из лучших музыкальных школ России. Сделать вид, что ты крутой музыкант, невозможно. Липовые дипломы и корочки здесь бессмысленны. Ну купишь ты себе диплом о музыкальном образовании, а дальше? Здесь не имеют смысла даже больничные листы, которые иногда очень хочется где-нибудь достать. Так устаешь. Но на самом деле ты понимаешь, что липовые выходные все равно тебе самому потом придется отработать. Уверен, что мои ученики живут в той же логике: они ни за что в жизни не станут покупать себе "отличные оценки" и лауреатские дипломы. Они привыкли добиваться поставленной цели собственным трудом и собственными знаниями.
Я предпочитаю обходиться без "липы" еще и потому, что она просто-напросто опасна. За примером далеко ходить не надо.
Сейчас все повально покупают права, мотивируя это тем, что честным путем сдать экзамен невозможно. В результате у нас творится жуткий беспредел на дорогах. А для "мнимых" водителей такая покупка заканчивается трагедией. Я бы никогда не стал покупать права хотя бы из чувства самосохранения. Сейчас все вокруг кричат о борьбе с коррупцией, не замечая того, что сами способствуют расцвету этой коррупции. Пока тебя не касается, ты вроде бы рад бороться со взятками и прочими безобразиями, но как только это коснется тебя, ты готов потратить любые деньги, лишь бы заполучить желаемое. Мне кажется, любимый аргумент фарисеев, что нервы и время, потраченные на то, чтобы все то же самое сделать законным образом, не восстанавливаются, не работает. Когда количество желающих решить свои проблемы покупкой "отличных оценок" достигнет критической массы, может произойти настоящий социальный взрыв. Выпутаться из этой ситуации уже не получится с помощью даже самых крупных взяток.
Другой вопрос, почему мы все-таки позволяем себе покупать "отличные оценки". Можно, конечно, все списать на "дурное" время, в котором мы живем. Но в любые времена, даже в самые прекрасные, были и будут люди, предпочитающие жить по двойным стандартам - один для себя, другой для общества. Я думаю, что в конечном итоге все зависит от воспитания. И изменить ситуацию можно только с помощью семьи. Если родители, несмотря на дурные и тяжелые времена, сумеют быть честными, то и дети перестанут задумываться о покупке "отличных оценок".