Московский окружной военный суд заочно приговорил к 25 годам лишения свободы полковника Службы внешней разведки Александра Потеева, сбежавшего в США.
Именно его предательство помогло американским спецслужбам арестовать группу законспирированных российских нелегалов, в которую входила теперь уже известная Анна Чапман.
Самого Потеева на суде не было - ему удалось бежать. Сначала в Беларусь по общегражданскому паспорту, а затем с помощью американских спецслужб с поддельным паспортом в Германию, а затем в США, где скрывается по сей день.
Соперничество между спецслужбами разных стран будет вестись всегда. У всех разведок мира бывают удачи и провалы, и это нормально, ведь если тебя переиграли, значит, противник был профессиональней или удачливей тебя. Другое дело, когда речь идет о самом болезненном аспекте работы разведчика - предательстве. Таких, как Потеев, на сленге спецслужб называют "кротами". Эти люди от "обычных" кадровых шпионов отличаются тем, что будучи сотрудником разведки они сознательно идут на предательство, "сливая" информацию спецслужбам других стран. Как выяснилось в ходе судебного следствия, кадровый разведчик Потеев был завербован американцами еще в 1999 году, когда получил доступ к спискам агентов, действующих на территории США, Канады и Латинской Америки. Анализ агентурных провалов в этих странах позволил спецслужбам установить, что в их рядах завелся предатель. Как говорится в приговоре, Потеев с 2000 по 2009 год 12 раз выезжал в Латинскую Америку и 9 раз в страны ближнего зарубежья, где неоднократно пропадал из поля зрения коллег. "Восстановление позиций российской разведки в Латинской и Северной Америке, утерянных в ходе деятельности Потеева, потребует больших финансовых затрат и длительной работы", - отметил судья.
Вывести "крота" на чистую воду помогли в том числе свидетельские показания Анны Чапман на суде. Она заявила, что о ее деятельности знал очень узкий круг людей, среди которых был и Потеев, так как он являлся заместителем начальника управления "С" СВР России. По ее словам, первые месяцы жизни в США были достаточно спокойными. Но примерно с апреля 2010 года начались сбои в связи. После этого на нее неожиданно вышел якобы связной из Москвы. К ней обратился некий Роман, представившийся посредником из "центра" и просивший о помощи.
Почувствовав неладное, Чапман вопреки инструкциям позвонила своему куратору в Москве, который заявил, что никаких заданий ей не поручалось, и рассказал, как ей действовать в дальнейшем. Вскоре после этого разведчица почувствовала, что за ней следят с помощью не только автомобилей, но и вертолетов. Действуя согласно полученным инструкциям, Анна Чапман отнесла паспорт в полицейский участок, где была задержана. Таким образом, Чапман удалось сорвать планы американской разведки по документальной фиксации работы российских агентов, отметил судья московского окружного военного суда. По словам разведчицы, уже во время первого допроса она поняла, что следили за ней с первых же дней ее пребывания в США.
В приговоре сказано, что рассекречивание российских разведчиков стало возможным только из-за предательства Потеева, который имел доступ ко всем материалам отдела СВР, служебной информации, знал всю агентуру отдела. Из-за его действий спецслужбам США стал известен механизм финансирования агентов за рубежом и каналы связи. В итоге вчера решением суда действия Потеева были квалифицированы как государственная измена и дезертирство. Кроме того, он лишен звания полковника и наград.
Надо сказать, что экс-полковник вряд ли понесет заслуженное наказание и сядет - американцы никогда не выдадут его России. Вполне возможно, что уже сейчас по программе защиты свидетелей он получил новую фамилию и документы, в какой-нибудь американской глубинке, например мормонском штате Юта, где его вряд ли кто-то найдет. Естественно, что ни о каких виллах, вертолетах и лимузинах и миллионных счетах в банках речи быть не может. Американские власти достаточно скупы на вознаграждение для бывших предателей, пусть даже и носителей ценной информации. Остается только надеяться, что Потеев, всеми забытый и никому не известный, остаток своей жизни проведет на скромном сельском ранчо, копаясь в навозе, или просто не выдержит угрызений совести.