Пассажиров при замене самолета на их рейсе должны обязательно предупреждать, считают эксперты.
Но в российских законах они такого требования не нашли, сообщил вчера бывший первый зампредседателя авиакомисии Совета Международной организации гражданской авиации Вадим Олейник.
Замена судна в принципе обычное дело, но вопрос о нормативах в этой сфере был поднят после катастрофы в Карелии. Тогда за несколько дней до рейса авиакомпания приняла решение по замене "Бомбардье" на Ту-134.
Однако оказалось, что несмотря на большой налет часов на Ту-134, пилот, летевший в Карелию, не знал аэропорта. Он летел туда впервые. И сейчас, отметил эксперт, выясняется, прошел ли пилот перед вылетом углубленную подготовку, изучив все нюансы аэродрома под Петрозаводском. Это было необходимо, потому что экипаж не совершил провозного, то есть ознакомительного рейса на аэродром. Эксперт не стал делать поспешных выводов о вине экипажа и отметил, что только после расшифровки переговоров диспетчеров с пилотами можно будет сделать какие-то предварительные выводы о причинах аварии.
Вице-президент организации "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков отметил, что бум роста авиаперевозок после кризиса повлиял на соблюдение безопасности полетов. Хотя за последние пять лет общие показатели по аварийности в авиации в нашей стране замерли на одном уровне и сейчас нет тенденции к их снижению или увеличению. Но причины аварий повторяются из раза в раз. Главной из них является человеческий фактор. Проводивший испытания Ту-134 Олейник сказал, что на протяжении многих лет эта машина эксплуатировалась вполне успешно. И катастроф по техническим причинам не было. Из 14 катастроф на Ту-134 в 13 случаях самолет заходил на посадку в схожих метеоусловиях.
Анализируя статистику этих случаев, Аптуков отметил: летчики не хотели уходить на второй круг, отсутствовал визуальный контакт с наземными ориентирами, были ошибки в действиях пилотов, которые не выдерживали установленных параметров выполнения полетов. Были факты нарушения схемы заходов на посадку. В любом случае большое значение имеет подготовка пилотов и слетанность экипажа.
Между тем, сейчас в России ощущается большой дефицит профессионалов. Со временем эта проблема будет обостряться еще больше, подчеркивают эксперты. Но летчики нередко кочуют из одной авиакомпании в другую и не всегда хорошо знают напарников. Необходимо срочно решать и проблему подготовки экипажей.
Налет выпускников училища должен быть не 60, а 200 часов, чтобы они хорошо знали крайние режимы полетов и умели управлять самолетом при вероятности ухода в штопор. Не хватает не только летной практики, но и занятий на тренажерах. При этом самих тренажеров тоже недостаточно - каждый из них стоит 7 - 8 тысяч долларов.
Тем временем
Самолеты Falcon из парка специального летного отряда "Россия", занимающегося перевозками первых лиц государства, прошли во Франции необходимый техосмотр, сообщил пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков. Неполадок не выявлено. Техосмотр проводился по директиве Европейского агентства авиационной безопасности из-за инцидента с одним из самолетов такого типа.
А с 1 июля все самолеты отряда "Россия" возвращаются во "Внуково". С 15 апреля они базировались в "Шереметьево" из-за ремонта полосы на прежнем аэродроме. Ремонт завершен, сообщил Хреков.