Транспорт оказался самым "огосударствленным" сектором российской экономики

В России государство традиционно играет важнейшую роль в развитии экономики страны. Оно не только осуществляет регулирование различных экономических процессов, но и участвует в деятельности предприятий, будучи держателем их акций. При этом степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова.

На основе информации и аналитических сервисов базы данных СПАРК была предпринята попытка оценить позиции государства в ключевых видах экономической деятельности. В качестве показателя "огосударствления" отрасли была взята та доля в совокупной выручке, на которую могли бы претендовать госструктуры различных уровней через участие в собственности хозяйствующих субъектов соответствующего сектора экономики (унитарные предприятия, участие в капитале).

Наиболее сильные позиции государства оказались в транспорте, где "доля" государства достигает 73%. Основную роль в этом секторе играют железные дороги, газо- и нефтепроводы (более 90% общероссийского грузооборота), ограничивая воздействие других видов транспорта на совокупный финансовый результат в отрасли. Между тем железнодорожный транспорт контролируется ОАО "Российские железные дороги", находящимся в 100% собственности государства, тогда как нефтепроводы - компанией "Транснефть", магистральные газопроводы - "Газпромом", которые и обусловливают столь высокий уровень показателя.

Производство судов, летательных и космических аппаратов (57%) занимает второе место по уровню "огосударствления". Это обусловлено господством в этой отрасли ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, контролируемых государством, а также сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах. В частности, государственное участие сильно в таких компаниях, как РСК МиГ, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, НПО "Сатурн", Объединенная судостроительная корпорация.

Похожая ситуация складывается в секторе добычи природного газа. Государство, владея более 50% РАО "Газпром", контролирует около 48% газодобывающей промышленности. При этом "Газпром" не только добывает около 80% российского газа, но и является монополистом в сфере его экспорта.

Относительно высокая доля государства в электроэнергетике (35%) обеспечивается его сильными позициями в энергетических гигантах Московского региона ("Мосэнерго", МОЭСК), а также в структурах федерального значения (ФСК ЕЭС, "РусГидро", ИНТЕР РАО ЕЭС, Холдинг МРСК). Последние, в свою очередь, владеют контрольными или крупными пакетами акций в большинстве региональных МРСК, ОГК и ТГК.

Производство электронных компонентов, оборудования для радио и телевидения (27%) занимает четвертое место по уровню государственного участия. Такое положение связано с сильными позициями ряда предприятий ВПК, работающих в этой области, среди которых выделяются Завод радиотехнического оборудования, Ижевский электромеханический завод "Купол", Тамбовский завод "Октябрь", Омское производственное объединение "Иртыш".

В добыче нефти степень огосударствления снижается до 23%. Большая часть отрасли находится в частных руках, тогда как государственный контроль осуществляется через активы "Роснефти" и "Газпромнефти". Эти две компании представляют государство и в нефтепереработке, где его позиции уже ослабляются до 8%. Между тем, если оценивать роль нефтеперерабатывающих активов "Ростнефти" и "Газпромнефти" по доле в выпуске продукции, а не по финансовым показателям, удельный вес этих компаний поднимется почти до 19%.

В то же время позиции государства в таких важнейших для российской экономики отраслях, как добыча руд металлов и металлургия, достаточно слабы. Лишь в цветной металлургии степень огосударствления достигает 3% за счет приобретения "Ростехнологиями" контроля над ВСМПО-АВИСМА, тогда как в черной металлургии и добыче руд металлов полностью господствует частный сектор. Достаточно высока доля государства в транспортной обработке грузов и организации перевозок (19%). Основное воздействие на формирование этого показателя оказывают "Газпром ПХГ", занимающийся системой подземных хранилищ газа, а также Новороссийский морской торговый порт, "Росморпорт", международный аэропорт Шереметьево.

В двух важнейших отраслях машиностроительного комплекса - производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов и производстве машин и оборудования - степень государственного участия достигает 17% и 15%, соответственно. Приобретение "Ростехнологиями" крупных пакетов в КАМАЗе и АвтоВАЗе позволило обеспечить государственное присутствие в автомобилестроении. НПЦ газотурбостроения "Салют", ряд крупнейших предприятий, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию, которая является 100-процентной специализированной дочерней компанией ОАО "ОПК "Оборонпром", а также две структуры "Газпрома" представляют "государственные" интересы в производстве машин и оборудования.

Доля участия государства в телекоммуникациях составляет 14% и основывается на позициях объединенного "Ростелекома", который 1 апреля 2011 г. завершил присоединение 8 региональных компаний "Связьинвеста", а также ряда ФГУПов. Между тем около 50% доходов отрасли давно контролируется большой тройкой операторов мобильной связи ("Вымпелком", МТС, "Мегафон").

В целлюлозно-бумажной промышленности степень проникновения государства составляет 12%. Она обусловлена доходами только одного предприятия - ФГУП "Госзнак", тогда как ключевые активы отрасли уже много лет находятся в частных руках. В строительстве (9%) огосударствление связано в основном с деятельностью строительных структур РЖД, "Газпрома", ФСК ЕЭС. Аналогичную долю - 9% - в производстве алкогольных напитков государству удается удержать прежде всего за счет республиканских "Татспиртпрома" и "Башспирта".

В остальных отраслях уровень огосударствления незначителен, особенно в легкой и пищевой промышленности, что является вполне логичным явлением. Практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности, что, возможно, компенсируется его устойчивыми позициями в энергетике, потребляющей половину добываемого в стране угля.

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством. Проведенный анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах той или другой стороны.

В сравнительной динамике роста ключевых отраслей и секторов экономики за последние три года, которая, в частности, может рассматриваться как индикатор устойчивости к кризисным потрясениям, обнаруживаются следующие тенденции. Прежде всего коэффициент корреляции между темпами роста и уровнем участия государства в отрасли очень близок к нулю. Кроме того, среднегодовые темпы роста четырех видов экономической деятельности с наивысшим уровнем "огосударствления" (транспорт; производство судов, летательных и космических аппаратов; добыча газа; электроэнергетика) составляли 1,8% в 2008-2010 гг., тогда как в полностью "частных" отраслях (пищевая, легкая, угледобывающая, добыча руд металлов) этот показатель достигал лишь 1,2%.

Оценка экономической эффективности крупнейших предприятий на основе их финансовой отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) также не дает однозначной картины. По уровню рентабельности активов и норме чистой прибыли могут лидировать как частные предприятия, так и компании, контролируемые государством. Анализ сравнительной эффективности ведущих холдингов, проведенный на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), может стать еще одним подтверждением того, что государственное участие в компаниях не делает их менее эффективными. К примеру, в нефтегазовом секторе "Газпром" не так сильно отстает от Новатэка по уровню рентабельности активов, тогда как этот показатель у "Роснефти" незначительно отличается от рентабельности "ЛУКОЙЛа".

Таким образом, проведенный анализ показывает, что к настоящему времени в российской экономике сложилась достаточно высокая степень огосударствления ряда видов экономической деятельности. Это определяется комплексом факторов, важнейшими из которых являются стратегические, оборонные, географические, экономические, исторические. Поскольку приватизация государственных долей в крупнейших компаниях далеко еще не закончена, можно ожидать, что в дальнейшем в России будет постепенно складываться новое соотношение между частным сектором и государством, которое будет отражать экономическую целесообразность в быстро меняющихся экономических реалиях.

Рейтинг ключевых отраслей экономики России по доле участия государства, %

Прибыльность крупнейших компаний в некоторых отраслях (на основе РСБУ)

  Норма чистой прибыли в 2010 г. Рентабельность активов в 2010 г.
Аэрофлот, ОАО* 10,5% 19,9%
РЖД, ОАО 6,6% 2,1%
ТрансКонтейнер, ОАО 1,8% 1,4%
Транссибирские магистральные нефтепроводы, ОАО 7,0% 0,9%
Улан-Удэнский авиационный завод, ОАО 25,2% 25,7%
Казанский вертолетный завод, ОАО 17,7% 13,3%
Роствертол, ОАО 9,2% 7,9%
Уфимское моторостроительное производственное объединение, ОАО 1,9% 1,3%
ФСК ЕЭС, ОАО 52,3% 7,6%
РусГидро, ОАО 42,7% 7,4%
Московская объединенная электросетевая компания, ОАО 14,1% 6,3%
Мосэнерго, ОАО 5,3% 3,6%
ИНТЕР РАО ЕЭС, ОАО 4,4% 2,3%

Сравнительная прибыльность крупнейших компаний нефтегазового сектора (на основе МСФО)

  Норма чистой прибыли в 2010 г. Рентабельность активов в 2010 г.
ТНК-BP 16,5% 22,0%
"НоваТэк" 34,4% 18,8%
"Газпром"* 27,7% 18,1%
"Татнефть" 10,8% 11,9%
"Роснефть" 16,9% 11,4%
"ЛУКОЙЛ" 8,7% 10,9%
"Газпром нефть" 9,4% 9,6%

*КОМПАНИИ, КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ.